Развитие духовной культуры киргизского народа

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие духовной культуры киргизского народа

Страница 5

Борьба шла на два франта – как против колонизаторской царской политики, так и против фанатизма и реакционности представителей местной феодальной верхушки, в том числе и мусульманского духовенства.

Общение трудящихся масс русского и Центрально – азиатских народов сближало их, а жесточайшая эксплуатация, которой они все подвергались, способствовала созданию предпосылок для общей борьбы против угнетателей и эксплуататоров.

Развитие культуры Центрально-азиатского народа во второй половине XIX – начале XX в. шло под непосредственным и благотворным влиянием России. На это развитие, несомненно, наложили свой отпечаток прогрессивные последствия вхождения Центральной Азии в состав России.

Как известно, этим историческим актом был положен конец мучительному гнету и произволу феодалов окраин, а народы окраин были спасены от порабощения отсталыми странами Востока. В дальнейшем Россия оказывала ощутимое влияние на экономическую и культурную жизнь народов национальных окраин. В первую очередь русское влияние проникало через крестьян – переселенцев и самовольцев, с которыми больше всего общались среднеазиатские бедняки – дехкане в повседневной жизни.

Усилился переход Средней Азии к земледелию вообще, а бедняков – к прочной оседлости. Заметные изменения происходили в киргизском земледелии: получили распространение новые сельскохозяйственные орудия и машины, что способствовало значительному увеличению посевных площадей;

Начало развиваться садоводство, бахчеводства и пчеловодство. В сельское хозяйство начали проникать агрономические и ветеринарские знания.

Производство продукции земледелия и животноводства постепенно начало приобретать товарный характер. Расширение торговли, появление и развитие крупных населенных пунктов и городов, положение колесных дорог и устройство конно-почтовой связи и телеграфного сообщения и др., способствовали разложению патриархально – феодальных и зарождению капиталистических отношений в крае.

Естественно, что все новые явления, возникавшие в Центрально – азиатском обществе, в свою очередь, отразились на духовном мире окраин, внесли заметные изменения, прежде всего, в характер и содержание народного фольклора и творчества.

«Подлинную историю трудового народа, - говорил великий писатель, нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. И действительно, нельзя изучать историю какого либо народа, не зная, какую оценку тому или иному событию, явлению в жизни общества давал сам трудовой народ – подлинный творец истории. «Все величайшие завоевания человеческой культуры, весь ее прогресс были всегда органически связаны с творческим гением самого народа. Все успехи в развитии не только материальной, но и духовной культуры уходят своими корнями в творчество народа, в его жизненный опыт».

В киргизском обществе как обществе классовом господствующей была культура баев и манапов. Но наряду с этим в нем имелись и элементы демократической культуры, которые крепли и развивались под влиянием передовой культуры русского народа. Общение с русским народом, знакомство с его культурой и общественной жизнью поднимает сознания киргизской бедноты, выдвинувшей своих идейных защитников в лице народных акынов: Токтогула Сатылганова, Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова и певцов – обличителей: Калыка Акиева, Алымкула Усенбаева и др. Будучи выходцами из трудовых масс, они выражали их интересы, разоблачали эксплуататорскую сущность манапов и баев, царских колонизаторов – виновников бедствий и страданий народа. В их творчестве звучал протест народа против социальной несправедливости, воспевались идеи дружбы народов и их стремление к свободе. Они видели перспективы приобщение Киргизии к России, хозяйственного и культурного роста края, разъяснили киргизам, что у простых русских людей есть справедливость и знания, призывали учиться у них.

После присоединением Средней Азии и Казахстана к России здесь был ликвидирован средневековый институт рабства и преданы забвению звериные законы ханства (отсечение рук, ног и смертная казнь по приговором казиев, заключение в подземные темницы – зинданы и т.д.).

Появление на территории Киргизии таких первых вестников культуры, как светские школы, лечебные и культурно – просветительные учреждения, сыграли немаловажную роль в приобщении местного населения к передовой русской культуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность
Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, авт ...

Философия Аристотеля
В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию ...

Сызранский городской краеведческий музей
Сызранский краеведческий музей создавался в период с 1923 г. по 1925 г. Своим возникновением он обязан краеведу-любителю Н.В.Гурьеву. Началось все с организации осенью 1922 г. сельскохозяйственной выставки. С момента основания музей ведет ...