Развитие духовной культуры киргизского народа
Наряду с «Манасом» у киргизского народа насчитывается более десяти эпических сказаний – так называемых эпосов малых форм. Сказочно – богатырская поэма «Эр-Тештюк», герой которой действует в подземном мире; эму присущи благородные черты; он борется за освобождение «чужих» народов от угнетения. В поэме «Эр – тештюк» отражены быт, обычаи и мировоззрение киргизского народа. В числе героических сказаний бытовал и эпос «Джаныш и Байыш».
Наиболее яркими отображающими борьбу киргизского народа против иноземных захватчиков – калмыцких феодалов, являются эпосы: «Курманбек», «Эр – Табылды», «Жаныл – Мырза». В эпосе «Жаныл Мырза» выведен образ девушки – богатыря Жаныл. Тогдашнее время – одно из самых тяжелых и жестоких испытаний в жизни киргизского народа. Поэтому фольклор приурочил образ героини Жаныл к периоду войн с калмыками.
В самом деле, только гигантской силой коллективного мышления и фантазией народа, создавшего немеркнущие образы, в которые он облекал свои мечты, мог быть создан и такой яркий по красоте, глубоко народный основе эпос. «Лучшие произведения великих поэтов всех стран – указывал еще М. Горький почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа, где уже издревле даны все поэтические обобщения, все прославленные образы и типы».
Сказочно – фантастические мотивы отражены в поэме «Кожо Жаш», которая повествует об охотнике. В поэме ощутимы черты анимистического мировоззрения. Все еще свежо сказание «Карагул, ботом». И это не просто мифическая легенда. Сказание имеет под собой реальную почву. Оно свидетельствует о произволе и жестокости калмыцкого господства.
Среди широко распространенных эпических поэм социально – бытового и сказочно – романтического содержания были такие поэмы, как «Олджобай и Кишимжан», «Сарынжи – Бокой», «Мендирман» и др. которые также исполнялись на народных торжествах и семейных вечерах. Они приближаются по типу к народным романам.
Жизненные идеалы народа, мечтавшего о равенстве и справедливости, воспеты в поэме «Кедейхан», представляющей собой образец социальной сатиры, обращенной против угнетателей. Поэма повествует о бедняке, хитростью занявшем место хана и использовавшем ханскую власть в интересах таких же как он сам, простых людей. Поэма «Кедейкан» глубоко народна, в ней ярко отражено классовое расслоение киргизского общества.
Киргизский народ не прекращал борьбы за свободу, против ига иноземных поработителей. Под влиянием этой борьбы рождались новые поэмы о легендарных героях.
Один эпизодов борьбы киргизского народа против ига кокандских феодалов (30-е годы прошлого столетия) описан в созданной по фольклорным мотивам поэме «Тайлак баатыр» народного акына А. Чоробаева.
Как известно, сказки всех народов отличаются от других видов устного творчества фантастическим характером. М. Горький говорил, что в основе древней фантазии человека лежало стремление облегчить свой труд. И в киргизской народной сказке нетрудно заметить отзвук народной мечты о лучшей жизни.
Сопутствуя истории, сказка в своеобразной форме отразила борьбу трудящихся против эксплуататоров. Восставая против угнетателей – ханов, царей и их прислужников, народ заклеймил их алчность и вероломство и одновременно создал свое представление о достойном правителе как человеке мудром, справедливом, понимающем нужды подданных и пекущемся о них.
Киргизские сказки имеют и познавательное и воспитательное значение. По содержанию их можно разделить на сказки для взрослых и для детей, сказки волшебные, бытовые, о животных и т.д.
Киргизский фольклор отличается большим разнообразием жанров. Наряду с героическими поэмами, преданиями, сказками, значительное развитие устно – эпическом творчестве киргизского народа получили лирические, трудовые и бытовые песни.
Песни «Бекбекей» исполнялись женщинами и девушками ночью, когда они караулили овечье отары возле аила. Песни «Шырылдан» распевали табунщики приходившие обычно зимой с далеких пастбищ в аилы для сбора продуктов. Известна также песня дехкан «Оп – майда». Все эти песни сопутствовали трудовым процессам.
Ведущую роль в песенном жанре занимает лирика. Мы встречаем любовные песни (секетбай и кюйген) и песни жалобы (арман), в последних рассказывалось о нужде и бедности, о насильственном замужестве и т.д. К песням – жалобам примыкали песни – прощания (коштошуу), исполнявшиеся при прощании с родным краем, с народом, с близкими, с любимой.
Другие статьи:
Постмодернизм в творчестве Марио Ботта
Одним из представителей европейского постмодернизма является Марио Ботта. Родившись в 1943 году в городке Мендризио, Швейцария, Марио Ботта приступил к профессиональным занятиям архитектурой уже в возрасте 15 лет, когда началась его трехл ...
Художественная культура итальянского Возрождения
Предвозрождение:
Джотто (1266-1337) – основоположник флорентийской школы живописи. Основным жанром были фресковые росписи. Центр внимания его живописи – образ Христа. «Поцелуй Иуды», «Христос и иуда», «Бегство в Египет». В литературе Дан ...
Погребальные обычаи
Обычаи и обряды, связанные с погребением умершего, как правило, сопровождаются определенными действиями над ними, которые принято называть "погребальным культом" или "культом умерших".
Эти обычаи и обряды можно условн ...
Разделы