Развитие духовной культуры киргизского народа

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие духовной культуры киргизского народа

Страница 4

Выдающиеся народные акыны Токтогул Сатылганов, Байымбет Абдрахманов (Тоголок Молдо) и Барпы Алыкулов и многие другие выступали за сближение киргизского народа с русским народом, за приобщение его передовой культуре.

Эта подлинно народная, демократическая тенденция в киргизской культуре имела поддержку и питалась живительными соками от общения с русской передовой демократической культурой и ее представителями в Киргизии.

Наиболее ярким представителем нового демократического направления в киргизской поэзии был талантливый акын и композитор Токтогул Сатылганов (1864 – 1933г.г).

Токтогул пел о труде, о жизни простых людей, о справедливости и мужестве, оформляясь в гневного, смелого певца. Молодой акын ненавидел певцов, которые восхваляли баев, манапов. Он клеймил зарабатывающих себе на жизнь честью и угодничеством, называл их «совести не имеющими».

Токтогул становится акыном – профессионалом. Народ называет его «Булбулом» (соловьем).

Политическая направленность поэзии Токтогула с каждым днем становится все более отчетливой.

Токтогул является самым выдающимся представителем киргизской общественной мысли второй половины XIX – начала XX в.

Свободолюбивый певец Тогтогул смело выступает против произвола и зверств манапов Кетмень – Тюбинской долины, обличая их грязные поступки и праздность. В песне «Беш каман» (Пять кабанов) Токтогул исключительной силой изобразил пятерых манапов – сыновей Рыскулбека, обиравших народ самым бесчеловечным и жестоким образом.

Гробите вы народ,

Что вам до вдов и сирот,

Жадная ваша рука.

Тощую клячу берет,

У горького бедняка.

Токтогул называл русских людей доброжелательными, справедливыми, отзывчивыми, он верил, что русскому народу суждено большое будущее.

Будучи родоначальником новой, высокоидейной демократической поэзии, Токтогул воспитал целую школу акынов, творчество которых стало в дальнейшем неотъемлемой частью киргизской советской литературы. Достойными последователями и учениками Токтогула являются киргизские народные акыны: Тоголок Молдо, Барпы Алыкулов, Калык Акиев, А. Усембаев и талантливые певцы Эшмамбет Толтоев, Коргол Досиев и др.

На этапах древних цивилизаций различные народы мира, несмотря на ожесточенные рос при правителей, всегда страстно стремились к сотрудничеству и взаимопониманию со своими близкими и дальними соседями. Можно смело сказать, что любая самая известная культура прошлого – этот, в сущности, синтез лучших достижений культуры различных народов. Прошедшие годы были наполнены творческими исканиями, сотрудничеством в разработке различных проблем историко – культурного развития народов Центральной Азии – одного из важнейших регионов человеческой цивилизации

XIX век открывает собой эпоху подлинно научного изучения Центральной Азии. Географическая исследования осуществляется специально для этой цели снаряженными экспедициями, в состав которых входят ученые самых различных специальностей, включая ориенталистов.

Были получены достаточно точные сведения о границах некогда существовавших государств, о переселениях народов и о путях торговых и культурных обменов. Данные арабских, персидских, китайских и других восточных источников, а также материалы, почерпнутые из античных произведений и записок европейских путешественников более позднего времени, используют в своей работе крупнейшие географы XIX в.: А. Гумбольдт, Ф. Рихтгофен и многие другие. Знание восточных источников позволило составить первые сводки по истории народов Центральной Азии, а открытие и приобретение в результате экспедиций и путешествий ряда ценнейших документов в свою очередь, послужило дальнейшему интенсивному развитию востоковедческой науки.

Культурные преобразования в молодых независимых странах Востока теснейшим образом связаны с их борьбой за упрочение политического суверенитета, за экономическую самостоятельность. Социально – культурное развитие нельзя оторвать от развития социально – экономического. Успех борьбы за экономическую самостоятельность невозможен без серьезных преобразований в области просвещения и науки. С другой стороны, чем радикальнее социально – экономические перемены, тем успешнее развитие культуры в странах Востока.

Несмотря на то, что политика царизма, который стремился поставить дальнейшее развитие хозяйство и культуры Центральной Азии на службу господствующим классам России и их споре – местным эксплуататорам, тормозила подлинное развитие завоеванной страны, передовые представители русской общественности по мере сил боролись за распространение просвещения и образования в народных массах, за улучшение их жизни. Значительную помощь в этом благодарном деле оказывала ими прогрессивная часть местного населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Основные черты русского барокко
Для детального ознакомления с русским барокко имеет смысл разделить его на три основных направления: 1. "Церковное" барокко. 2. "Дворцовое" барокко - наиболее яркое и типичное. 3. "Стихийное", "народн ...

«Электричество», уходящее в землю
В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам. И. В. Гете Масштабы рассматриваемого явления приводят к необходимости ответить на вопрос: что есть рок-культура в масштабах государства. Прежде в ...

Типы учреждений культуры и досуга Японии
В данном параграфе автор раскрывает типы учреждений культуры в Японии. Раскрыты древние и действующие по сей день формы досуга. Описана театральна жизнь Японии, все жанры театрального искусства начиная с традиционных типов и заканчивая пр ...