Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Информация » Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях » Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Страница 1

В наш рациональный век стремительного развития новых информационных технологий человек становится обладателем значительного количества знаний и средств коммуникации. По подсчетам ученых, за последние 30 лет информационное поле увеличилось так же, как за предыдущие 5000 лет. Объем информации удваивается каждые 5 лет. Новые аудио-, видео-, компьютерные технологии в тысячи раз увеличивая познавательные возможности человечества, с безжалостной активностью внедряются во внутренний мир человека. Все больше постигая виртуальную реальность, удовлетворяя через нее свои эстетические потребности и потребность в общении, наш современник все дальше уходит от самого себя. Актуальная модель сознания современного человека перестает включать такие понятия, как «созерцание», «погружение», «вчувствование». Современный зритель (читатель, посетитель и т.д.) разбалован и переборчив. И тут у владельцев музеев возникает колосальная проблема: как привлечь людей в музеи? Как заставить прийти в наши музеи человека, который легко может посмотреть «виртуальную начинку» музея по Интернету? (пока что наши украинские музеи не столь интерактивны, но все же сайты у всех свои уже есть. Тут речь идет об европейских, американских, японских и т.д.).

Ответ на первый взгляд прост: создание современной экспозиции требует новаторского подхода, отличного от всех ранее используемых и их критической переоценки и переосмысления, эксперимента, свободы в средствах выражения. Благодаря вовлечению в творческий процесс художественно-выразительных средств, экспозиция приобретает новое качество, становится самостоятельным художественным жанром экспозиционного дизайна. Кроме того, художественная экспозиция (музейная или галерейная, большая или камерная, групповая или персональная, ретроспективная или тематическая и т.д.) – одно из немногих мест, где в наше время возможен непосредственный контакт между художником, его произведением и зрителем. Любые другие средства коммуникации (телевидение, мультимедиа, художественные галереи в системе Интернета, художественные полиграфические издания и т.д.) предназначены одновременно для огромного числа людей и ни к кому не адресованы личностно, они показывают произведение опосредованным, пользуясь определенным языком интерпретации, присущим им. Поэтому сотрудники музея, работая над привлечением посетителей, так же должны понимать, что своими действиями они воспитывают посетителя музея, «окультуривают» его, дают возможность прикоснуться к произведениями человеческого гения не опосредованно, а в реальности.

Но, если вдуматься, воплотить желаемые качества современной экспозиции в реальность колоссально сложно. Это требует от автора научного обоснования, выявления закономерностей взаимных отношений объектов показа, конечно же, недюжинных знаний в области экспонирования, фантазии, творческого и «влюбленного» в свое дело подхода (даже не стоит упоминать о материальных вложениях). И тут становится особенно актуально содержание этой работы, потому что для того чтобы автору создать что-то революционно новое или просто качественный продукт необходимо понимать, что такое само по себе музейное экспонирование, откуда берет оно свое начало, какими приемами пользовались на протяжении своего существования авторы экспозиций, как рационально выстроить предметы экспозиции, чтобы они привлекли, запомнились, произвели впечатление на музейного посетителя. Осмыслению процесса истории экспозиционного дела, облегчению выявления внутренних закономерностей и возможности научного обобщения помогает его периодизация. Кроме того, возможны случаи, когда, например, экспозицию стилизуют под научные кабинеты или кунсткамеры конца 19 века – тут знания в этой области просто необходимы.

Период 80-90хх гг. явился для искусства музейной экспозиции в известной мере периодом стабилизации, осмысления и совершенствования. В этот период значительно активизировался поиск новых путей развития экспозиции, осмысление процесса их создания во всех аспектах. Встал вопрос определения новых подходов в понимании экспозиции как искусства в общем контексте современной культуры.

Искусство музейной экспозиции, за последние годы окончательно утвердившееся в статусе самостоятельного и самоценного жанра творчества, обусловлено многими современными эстетическими и общекультурными предпосылками. Оно в значительной мере определилось общекультурной ситуацией, изменением социокультурного заказа общества и прежде всего общими художественными и архитектурными концепциями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Культура и культ
Формально под словом "культура" может подразумеваться решительно все, что возделывает или производит человек. Поэтому в океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству, но ...

Поп-арт
Другим направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов являлся поп-арт, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критик ...

Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование
Стратегическая цель развития библиотек России связана с актуальной потребностью современных российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как професси ...