Виды первобытного искусства

Информация » Первобытная и античная культура » Виды первобытного искусства

Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить безобидное и ужасное, лишая их ореола опасности, благодаря чему первобытный человек становился сильнее. Так, в процессе ритуального действия отрицательные эмоции (например, страх перед неизвестными силами природы) переводились в разряд положительных. Если туземец носил на шее ожерелье из когтей животных, то это означало, что он сильнее дикого зверя. Амулеты придавали веру в собственные силы. По мнению Г.В. Плеханова, утилитарное (т.е. полезное) исторически предшествовало эстетическому. В своей работе «Письма без адреса» он приводит примеры того, как австралийцы нередко украшали свое оружие географическими картами, хотя, на первый взгляд, это было не что иное, как декоративный орнамент. Нередко первобытные охотники оказывались умелыми живописцами и скульпторами, рисуя на песке различных животных и хорошо им знакомые сцены охотничьего быта.

Гончарному искусству предшествовало плетение, и когда помнились глиняные изделия, то им стали придавать форму и вид плетеных сосудов, изображая на их поверхности ряды параллельных линий. Такое украшение глиняной посуды сохранилось даже у цивилизованных народов. Предметы и изделия, используемые первобытными народами в быту, значительно позднее стали считаться красивыми. Их потребительская ценность предшествовала эстетической. Не сразу зародилась любовь к металлическим украшениям, а лишь после того, как люди научились обрабатывать металлы. Ношение столь «дорогих» украшений свидетельствовало о состоятельности того, кому они принадлежали. Охотничий трофей уже сам по себе являлся предметом гордости и характеризовал силу и ловкость его обладателя. Позднее он сделался объектом эстетического созерцания. Лишь со временем приобрели самостоятельное эстетическое значение цвет и форма ярко окрашенных птичьих перьев, которыми украшают головные уборы краснокожие племена Северной Америки. Таким образом, первоначально неэстетические элементы переходили в разряд эстетических. Из фактов действительности они превращались в факты новой, создаваемой человеком »художественной реальности, становясь предметами искусства.

Первобытной культуре были свойственны характерные черты и закономерности. В понимание человеческой истории и культуры постепенно проникали идеи развития. Коснулись они и изучения этого исторического периода. В 1768 г. шотландский философ Адам Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации, различающиеся между собой характером хозяйства и степенью развития отношений собственности. Эти идеи в дальнейшем получили развитие у французских просветителей. В первой половине XIX в. такие же идеи получили подтверждение благодаря открытиям в области археологии и антропологии. С помощью археологического материала была обоснована смена трех этапов и развитии человеческой культуры - каменного, бронзового и железного. В этнографии стал утверждаться эволюционистский подход, сторонником которого стал известный английский этнограф и историк культуры XIX в. Э. Тайлор.

Другие статьи:

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации библиотечной деятельности
В законе РФ о библиотечном деле есть статья о ЦБС, где определяется, что ЦБС является добровольным объединением библиотек на единице территории. На практике это означает, что в масштабах всей страны возможно как существование целых центра ...

Концепция культуры XIX-XX вв. позитивного направления
XIX и особенно XX века сместили познавательные акценты в направлении проблемы автономии культуры. Человеческое видение мира, до того считавшееся большинством мыслителей объективным, окажется атрибутом культуры. Человек замкнется в простра ...

Православный храм как святыня
Храм - место христианского богослужения; этой главной цели подчинено все содержание храма. История храмоздательства отражает историю развития богослужения. Храмовая архитектура всегда сочетается с ее символической стороной, она олицетворя ...