Современный этап развития музейной экспозиции в Украине
Хочется сделать обзор музеев и экспозиций, на которые стоит равняться и одесским, и всем украинским музеям. Это современные, продуманные, вовлекающие зрителя в игру с музеем и его экспонатами экспозиции.
Отметим первоначально фанатов своего дела – музееведов музея Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Вся экспозиция – это не просто набор предметов, которые когда-то окружали и которыми когда-то пользовался великий писатель. Научные сотрудники подошли к выполнению задачи с фантазией, любовью и теперь все им вернулось сторицей. Музей посвящен «киевскому Булгакову». Все то, что принадлежало Булгаковым, представлено в своем истинном, натуральном виде. Жанр экспозиции определен как «Портрет автора со своими героями в интерьере дома». Посетители попадают в святую святых писателя – момент рождения замысла. Интерьер музея – не реконструкция, не воссоздание, а рождение новой художественной среды, где мемориальные и литературные предметы организованы в пространстве в иных связях, не по жизненным, а по театральным законам, близким мировидению Булгакова. Экспозиция обращается к памяти, к давно забытым чувствам. Она построена на ассоциативном мышлении и соответствует пониманию глубинной сути Булгакова. Все вокруг вовлекает посетителя в размышление о жизни, театре, медицине, религии, искусстве и культуре, о человеческой судьбе.
Чудо, ожиданием которого проникнуты все произведения Булгакова, совершается именно здесь, в этом доме, названном одним из героев «богоспасаемым». Именно оно раздвигает границы пространства до «пятого измерения»: шкаф странным образом становится дверью квартиры № 50 («Мастер и Маргарита»). Открывая эту дверь, посетители попадают … в киевскую квартиру…в комнату, где жил тот, кто придумал все эти игры с пространством и всевозможные чудеса. В комнату Михаила Булгакова…
В финале экспозиции музей впускает в дом тему Города, разрушая реальное пространство, чтобы еще раз, уже на космическом уровне, продемонстрировать «пятое измерение». К этой части экспозиции относится комната, где умирал Алексей Турбин. Ее видно из столовой «сквозь зеркало». В комнате валит снег – «крупный и ласковый». Проступают звезды на «занавесе Бога». Мятущиеся сполохи невиданных пожаров лижут языками лежащие на столе бумаги, которые, однако, не загораются. И все это – огромное небо, крупно несущийся снег и языки пламени – врывается в спокойный теплый дом, подхватывая Алексея и героев булгаковских романов, смешивая все и всех в единое целое… Хотелось бы, чтобы с такой же фантазией относились все научные сотрудники к своим «подопечным».
Еще один интересный украинский музей – Киевский Музей одной улицы. Был создан общественной организацией творческим объединением «Мастер» в 1991 году. Этот музей не является историческим в обычном понимании, его можно назвать — музеем киевской старины и он посвящен обитателям Андреевского спуска. Музейная коллекция ТО «Мастер» насчитывает более 5000 уникальных экспонатов: предметов быта, редких украинских старопечатных книг, мемориальных комплексов знаменитых жителей Андреевского спуска, произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Создатели музея хотели на конкретном примере истории одной улицы показать — без каких-либо идеологических предпочтений историю района, города и страны в целом. Способствует этому и особое художественное решение экспозиции, в котором предметы и события различных эпох как бы «оправлены в раму» стиля модерн, который у большинства посетителей ассоциируется со временем бабушек и дедушек и, тем самым, вносит в восприятие экспозиции свой личный аспект. Чрезвычайная насыщенность экспозиции помогает посетителю погрузиться в атмосферу прошлых лет. Таким образом, наш музей продолжает традицию жизни музеев, прерванную более восьмидесяти лет назад революционным хаосом.
Музей «Чернобыль» стоит того, чтобы занести его в своеобразный список музеев-примеров: над входом в музей посетителей встречают слова «Est dolendi modus, non est timendi» (Есть предел у печали, но нет его у тревоги). Далее посетители видят шлагбаум с тревожно мигающими огоньками, он открывает вход на чернобыльскую дорогу. Символическая Чернобыльская дорога это лестница, ведущая к главному залу музея, вдоль которой над головами посетителей висят дорожные указатели с названиями 76 городов и сел Украины из зоны отселения, которые стерты с лица земли радиацией. С Чернобыльской дороги посетители попадают в первый зал экспозиции, пол в нем сделан в виде плиты биологической защиты главного реакторного зала. В центре зала установлен иконостас, фрагменты которого были привезены научными сотрудниками музея из Воскресенского храма находящегося в Зоне отчуждения. Под покровом иконостаса вместо купели качается полесская лодка — символ Ноева ковчега, а в ней детские игрушки оставленные посетителями музея. Рядом с иконостасом стоят 3 фигуры ликвидаторов в защитных костюмах и респираторах. Над иконостасом распростерли свои крылья два ангела: белый и черный, добро и зло. Под крыльями белого ангела, будто под его защитой — портреты детей, родившихся после катастрофы, на крыльях черного — фотографии из новейшей истории последних 70 лет. Потолок зала выполнен в виде символической карты мира, на которой тревожными огоньками мигают атомные электростанции, расположенные на всех континентах Земли. На стенах зала выставка социальных плакатов посвященных ядерной тематике. В музее можно посмотреть уникальные видеоматериалы о катастрофе и ее последствиях, увидеть действующий макет энергоблока ЧАЭС, работающую трехфазовую диораму «Чернобыльская АЭС до, во время и после аварии» — показано как происходил взрыв, разрушения атомной станции в его следствии, и постройка саркофага над разрушенным блоком.
Другие статьи:
Сущность смерти в египетской культуре
Суть культуры древних царств (если реконструировать культурное сознание) составляет следующее мироощущение: есть два мира — людей и богов; боги создали и жизнь, и людей, пожертвовав своей кровью или жизнью, в ответ люди должны подчиняться ...
Стилистические метаморфозы в архитектуре города
Барокко, общеевропейский стиль, распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18в., и обладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в 1700-30е г.г. разрабатывались новые принципы градообразован ...
Основные компоненты культуры
Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельн ...
Разделы