Развитие искусства в Нидерландах
В одной из наиболее известных картин Босха "Воз сена" (1480-1485) лежит фламандская пословица "Мир – это стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить". На фоне чистого и бескрайнего пейзажа движется огромный воз сена, влекомый странными дьявольскими созданиями. На возу влюбленные музицируют и целуются под сенью неведомо откуда взявшегося куста. За возом следует длинная процессия, впереди которой едут епископ и император. А на переднем плане люди жадно бросаются к возу, хватают его руками, тянутся вилами, подставляют лестницы. Они дерутся, убивают друг друга, падают, раздавленные колесами телеги. Поодаль сидят в кресле перед объемистым мешком сена жирный монах, и прислужники подобострастно суетятся возле него.
Эта картина – центральная часть триптиха, в котором художник иносказательно, но необычайно наглядно выразил для своих современников мысль о греховном безумном мире.
Творчество Босха, воспринимавшего мир как царство зла, - свидетельство острых социальных противоречий эпохи.
Искусство великого живописца обогатило реалистический метод, разработанный мастерами Возрождения, новыми открытиями, определило пути дальнейшего развития национальной художественной культуры его страны, создало Нидерландам славу самого яркого после Италии очага европейского искусства.
И только в середине ХУ1 века гениальный живописец Питер Брейгель Старший наполнил новым жизненным содержанием художественную концепцию нидерландского Возрождения.
В ХУ1 веке в жизни страны происходят чрезвычайно важные перемены. С открытием морского мути в Индию международная торговля перемещается в бассейн Атлантического океана, что способствует необычайно быстрому расцвету Нидерландов. В то же время эти богатые северные провинции становятся частью империи Габсбургов и на долгие годы попадают под испанское владычество. Власть феодально-католической Испании над страной с быстро развивающимися новыми буржуазными отношениями вызвала в Нидерландах резкую оппозицию. Борьба против феодализма была связана с борьбой против испанского владычества. Она породила мощный демократический подъем, который в конце ХУ1 века вылился в Нидерландскую революцию – первую победившую буржуазную революцию, которая привела к образованию республики Голландии.
События времени не могли не сказаться в духовной культуре страны и ее искусстве. Потребность в создании общенационального искусства, более непосредственно связанного с жизнью страны, ее интересами и идеалами, все глубже ощущается мастерами этой эпохи.
Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий, родился между 1525-1530 годами в брабантской деревне на севере Нидерландов. В юности он переехал в богатый торговый город Антверпен, где учился у Кука вен Альста, одного из тех живописцев, которые считали необходимым усвоение итальянского искусства. В 1552-1552 годах Брейгель совершил путешествие в Италию. Художника вдохновляет ощущение величия и необозримого многообразия природы. Вернувшись из Италии, Брейгель ищет свой путь в искусстве, стремится определить темы и образы, в которых он может выразить свое понимание окружающей его действительности. В этом большое воздействие на него оказало искусство Босха.
В ряде своих произведений Брейгель обращается к национальной тематике, к образам народной культуры. В картине "Битва Карнавала и Поста" (1559) запечатлен веселый праздник на площади нидерландского города. Верхом на бочке, украшенной окороком, сидит толстяк – Карнавал с вертелом в руке, сопровождаемый ряжеными. Напротив него – Пост, тощая старуха с пчелиным ульем на голове, которая держит розги и двух рыб на лопате. А вокруг них все чем-нибудь заняты – пекут блины, продают рыбу, запускают волчки, молятся, просят милостыню, играют в кости, устраивают шествия, пляшут. Каждая фигурка занимательна в своем действии, но лица людей гротескно-уродливы и бессмысленны.
Другие статьи:
Петроглифы Карелии
Можно думать, что орнаменты трипольских сосудов были связаны с земледельческим и скотоводческим трудом, быть может, с почитанием солнца и воды как сил, помогающих успеху этого труда. Это подтверждается и тем, что сходные с трипольскими мн ...
Общая характеристика эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения явилась величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством, эпохой, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учен ...
Чугунный лев и железная пагода
XIX в. называют «веком чугуна». Именно в этот период чугун получил свое наибольшее распространение в строительстве, инженерных конструкциях, архитектурных сооружениях и т.д. Но начался «век чугуна» гораздо раньше – более чем за тысячу лет ...
Разделы