Культурное достояние киммерийцев и скифов
Превратиться в цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которые вошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можно признать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные кочевники способствовали распространению в широком степном окружении достижений тех народов, которые испытали от них поражение. В виде военной добычи киммерийцы несли с собой предметы престижного потребления: одежду, украшения. Но больше всего войны способствовали распространению конного и военного снаряжения, которое часто имело все признаки произведений настоящего искусства: фигурные пряжки, кольчуги, украшенные сложными орнаментами из ромбов, квадратов, спиралей, которые образовывали совершенный геометрический стиль. К тому же киммерийцы уже завладели секретами изготовления оружия из железа, знали кузнечное дело и имели навыки сварки металлов.
Следом за киммерийцами в 7 ст. до н.э. на наших землях появились и скифы (скиты). По нехватке конкретных доказательств гипотетически большинство исследователей считают скифов ираноязычным народом, хотя издавна доказательная база иранистов поддастся разносторонней критике.
Археологическая культура скифского типа распространяется на огромные пространства от Алтая к Средиземному морю, но скольким и какого происхождения народам она принадлежит, выяснить пока еще невозможно. К сожалению, неизвестно, имели ли скифы письменность, по крайней мере, никаких письменных достопримечательностей непосредственно от скифов к нам не дошло. Но исторические сведения о скифах содержатся в иностранных источниках.
Достоверно, столицей Скифии в 8 ст. до н.э. было Каменское городище на правом берегу Днепра возле современного Никополя. Скифская знать столицы жила в цитадели-акрополе площадью 30 га в каменных домах. Вокруг на большой площади жилы ремесленники и другие мещане в наземных каменных и деревянных зданиях со столбами, а частично в землянках. Основными занятиями жителей города-метрополии были изготовления железных и бронзовых изделий на продажу, гончарство, а также скотоводство и земледелие. Большим уважением у скифской знати, как кочевников, так и оседлых пользовались изделия из местного и привозного золота. За такие изделия, что им вместе с вином и маслом поставляли греки причерноморских городов, скифы платили своими пленниками, а также продуктами земледелия.
Захоронения скифов кочевников отличаются от захоронений оседлого населения. Кочевники хоронили тела своих царей и знать в катакомбах, над которыми насыпали курган (высота насыпи некоторых из них достигала 20 м), в котором были достаточно много предметов роскоши. Скифские курганные драгоценности получили в наше время всемирную славу. Земледельческие племена Скифии были наследниками традиций первобытных племен, с которыми постепенно смешивались пришедшие кочевники. Поскольку культура любого народа в те времена имела синкретический характер и позитивные знания о мире в ней всегда тесно переплетались с бытовыми обычаями и религиозными верованиями, то, скорее всего, скифов следует рассматривать и как продолжателей культурных традиций первых земледельцев на поприщах нашей отчизны.
Другие статьи:
Развитие культуры в Беларуси XIX
века
Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказали определенное воздействие на развитие белорусской культуры.
Так, в начале XIX века происходило становление белорусской литературы. Появляются так ...
Гипотеза о происхождении майя
Исследователи сделали предположение, что предками майя были атланты, которые когда-то населяли район озера Верхнего, откуда потом были изгнаны в джунгли, впоследствии утвердившись на Юкатане.
Доказатель этой гипотезы превеликое множество ...
Социокультурное проектирование в сфере культурно досуговой деятельности
Преимущества технологии проектирования новых форм работы в культурно-досуговой деятельности по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностически ...
Разделы