Развитие искусства в Нидерландах

Информация » Развитие искусства в Нидерландах

Страница 4

Новый образ человека, открытый Брейгелем, получил наиболее определенное воплощение в картине "Крестьянская свадьба" (1567). Художник изобразил сцену праздника на деревенской улице, перед харчевней. На скамье, возле грубого деревянного стола крестьянин в белой рубашке играет на волынке. Около него танцуют две маленькие девочки, а рядом сидит захмелевший молодой парень с большой кружкой в руках. На улице самозабвенно пляшут пары. На первом плане – средних лет крестьянин с женой. Они особенно привлекают ощущением большой жизненной силы, ярко выраженной характерностью и определенностью типажа. Но как и в предшествующих картинах Брейгеля, всей полнотой образного смысла обладают не отдельные фигуры, а их совокупность. Это существующая в едином жизненном ритме народная масса, полная энергии и могучих сил.

Искусство Брейгеля развивалось в тесной связи с событиями, подготовившими нидерландскую революцию. Художник не увидел ее результатов. В последние годы жизни он стал свидетелем спада революционной волны, кровавого террора герцога Альбы, растерянности и апатии народа. В творчестве Брейгеля это сказалось в появлении произведений, проникнутых мрачными раздумьями о смысле человеческого существования.

"Слепые" (1568) – самая трагическая картина художника, написанная им за год до смерти. Ее сюжет восходит к назидательному тексту Евангелия: "Может ли слепой водить слепого, не оба ли они упадут в яму?" воплощению этой мысли художник сообщает достоверность бытового эпизода. На окраине деревни с покатого холма осторожно спускаются слепые, держась друг за друга. Шедший впереди оступился и упал в разлившийся на лугу ручей. Вслед на ним теряют равновесие остальные. Один из них, наткнувшись на упавшего и злобно ворча, обращает в сторону зрителя лицо с пустыми глазницами. Другой, еще не вполне понимая, что произошло, не выпускает из рук посох и застыл в странной неустойчивой позе. Идущий за ним громко требует объяснения и с отчаянием вперяет в пространство свой невидящий взор. Следующий слепой забеспокоился, судорожно теребит его плечо, а последний в этой цепи все еще осторожно ступает с бессмысленной улыбкой на лице.

Образы слепых, утрированные до степени гротеска, поражают своей характерностью, силой беспощадного реалистического обобщения.

Творчество Брейгеля, впитавшее лучшие достижения нидерландской живописи предшествующей эпохи, было непревзойденной вершиной нидерландского Возрождения. Созданный художником целостный образ мира, в котором бытие людей естественно слито с жизнью природы, наделен характерными чертами родной страны Брейгеля.

Искусство великого живописца обогатило реалистический метод, разработанный мастерами Возрождения, новыми открытиями, определило пути дальнейшего развития национальной художественной культуры его страны, создало Нидерландам славу самого яркого после Италии очага европейского искусства.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Понятие о ЗАО «Гжель»
Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе ...

Соотношение логического и интуитивного в творчестве.
Любой творческий процесс от сельского хозяйства до театрального искусства имеет три составляющие: а) технические навыки, б) понятия и представления о конечном результате и способах его достижения и в) вдохновение и связанная с ним импрови ...

Анимизм в первобытной культуре
Историю человечества эволюционисты (к этой школе принадлежали также русские ученые М. Ковалевский и Н. Миклухо-Маклай) считали частью истории природы. Все народы, по Тайлору, соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развива ...