Развитие искусства в Нидерландах

Информация » Развитие искусства в Нидерландах

Страница 3

Вся эта многообразная деятельность производит впечатление бесцельной суеты человеческой жизни, лишенной возвышенного начала. И не случайно плотно стоящий ряд домов и сама композиция картины с ее низким срезом скрывают от глаз зрителя и пейзаж и небо.

От мира величавой природы Брейгель переходит к зрелищу обыденной человеческой жизни и замечает не отдельного человека, а связанную в единое целое неутомимую и деятельную людскую массу. Художник стремится найти объективное место человека в мире, определить верное соотношение человеческой жизни с природой, красота и значительность которой для него не составляют сомнений. И Брейгель находит это соотношение, когда создает свой замечательный цикл картин, посвященный временам года.

Одна из них известна под названием "Жатва" (1565). Изображен жаркий летний полдень. Солнце стоит прямо над головой. В знойном мареве нестерпимым блеском золотятся спелые хлеба, лиловая дымка окутала дали, и море кажется неподвижным. На фоне безоблачного неба, белесого от сияющих лучей, не шелохнутся ветви дикой яблони, в тени которой, среди еще не убранного поля, расположились отдохнуть крестьяне. Одна из них в блаженной усталости раскинулась на теплой земле. Поодаль мужчина и женщина вяжут снопы. Крестьянин, уставший от работы и зноя. Медленно идет с большим кувшином, а двое других еще косят свою полосу, и из потревоженных хлебов вспархивают перепелки. Художник создает живой поэтический и содержательный образ природы, совершенно земной и национальный, неразрывно связанный с трудом простых людей его родной страны. С большой наблюдательностью и мягким юмором он подмечает характерные грубоватые движения и выражения лиц крестьян.

Никто до Брейгеля не чувствовал так глубоко и верно жизнь природы в разные времена года Его картина "Охотники на снегу (1565) изображает зимний пейзаж. Сырые снеговые тучи заволокли небо Снег покрыл землю, и на фоне его сияющей белизны четкими темными силуэтами вырисовываются фигуры людей и стволы деревьев. На вершине холма, тяжело ступая в глубоком рыхлом снегу, трое мужчин возвращаются с охоты. Их сопровождают свора собак. Слева, у деревенской харчевни, хозяин с хозяйкой жгут солому, чтобы опалить свинью, и тут же маленькая девочка с любопытством следит за работой взрослых. По склону холма расположены дома, а с его вершины открывается далекий вид на заснеженную равнину. На некотором расстоянии одна от другой расположены группки людей, занятых своими делами. На голых ветвях деревьев сидят вороны и, кажется, в морозном застывшем воздухе и зимней тишине слышен шорох крыльев пролетающей сороки.

Пейзаж привлекает ощущением тепла и уюта человеческого жилья. Для художника естественная жизнь простых людей, их трудовая деятельность обретают смысл и значительность в слиянии с природой, могучим стихиям которой подчиняется человек. Пейзажи Брейгеля не являются изображением какой-то определенной местности. Это величавые панорамы холмов и долин, рек и гор, навеянные впечатлениями от созерцания родной страны. Их пространство обладает своими ритмами и своими расстояниями. Они сохраняют ощущение грандиозности и красоты мироздания, обладают поистине героическим звучанием. При этом образ мира в картинах Брейгеля впервые получает ясно выраженный национальный и социальный характер.

Некоторые произведения художника являются непосредственным откликом на события современности. Свойственное им иносказание получает конкретный обличительный характер. Картина "Вифлеемское избиение младенцев" (1566) имеет в основе евангельскую легенду о том, как царь Ирод, стремясь убить младенца Христа, приказал умертвить в городе Вифлееме всех детей до трехлетнего возраста. Но под видом религиозного сюжета Брейгель изображает испанский карательный отряд в нидерландской деревне. Сцена, происходящая на заснеженной улице между двух рядов невысоких домов, поражает своей трагической достоверностью. Картина проникнута глубоко личным и горьким чувством художника.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Психология героев
В четырёх апостолах также видеться воплощение основных чётырех темпераментов – холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического. Действительно, Дюрер стремился создать разные типы людей, с их способностью к активному жиз ...

Игровая теория появления первобытного искусства
Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии ...

Феномен культуры и его понимание
Культура формируется и развивается как специфически человеческая деятельность. Культура делает человека человеком, выделяя его из окружающего мира. Но как она возникла? В чем ее смысл? Если культура рождается, то бывает ли смерть культур ...