Реформы в области образования и просвещения

Информация » Петровские реформы в области культуры: плюсы и минусы в оценках С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского » Реформы в области образования и просвещения

Страница 3

В помощь обществу, не имевшему никакого опыта светской жизни, была издана переводная книжка «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», в которой излагались правила поведения в обществе, необходимые, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Соловьёв считал эту книгу «воспитательницей общественного чувства русского дворянина». Ключевский, называя это сочинение «ничтожной немецкой книжонкой», тем не менее тоже признавал, что она давала наставления, которые для молодого русского дворянина были полезными, хотя и трудными для усвоения. Например, после традиционных христианских наставлений чтить отца и мать, следовали такие новые откровения как:

«без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком, и ниже с сердца или с задору говорить, не якобы сумасброды», «неприлично руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно вести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, а не избоченясь сидеть», и т.д.

Однако Ключевский видит большой отрицательный момент в том, что книга эта, помимо полезных, давала русскому дворянину такие наставления, которые должны были ещё больше обособить господствующее сословие от других классов: «особенно любезны были «младым отрокам» советы не говорить между собою по-русски, чтобы не поняла прислуга и их можно было отличить от незнающих болванов, со слугами не сообщаться, обращаться с ними недоверчиво и презрительно, всячески их смирять и унижать». Такие рекомендации, действительно, могли воспитывать общественное чувство дворянства, но только в самом отрицательном смысле, прививая им чувство превосходства и пренебрежения к другим сословиям.

Ещё одним из важнейших дел Петра, по мнению Соловьёва, было «сообщение сведений о том, что делается в России и в других землях», то есть издание газеты. До Петра знание о том, что происходит в мире, было привилегией правительства. Еще в правление Алексея Михайловича в единственном экземпляре издавалась газета «Куранты», которую читали при дворе. Пётр же хотел расширить кругозор всех русских людей. По его указу, с января 1703 г. стали выходить «Ведомости». Через два-три дня по получении заграничной почты выходил номер «Ведомостей», публиковавший выдержки из иностранных газет из разных городов Европы. Российские новости доставляли из приказов в Печатный двор. В № 1, правленом самим царём, сообщалось, например, что в Москве увеличивается количество школ. В середине года в них публикуется уже известие из «новыя крепости Петербурга».

Ключевский также высоко оценивает стремление Петра «вывести русского человека из его национального одиночества, продвинуть его кругозор за пределы его отечества». Газета являлась в этом первейшим и нужным помощником. Известия, печатавшиеся в ней, доходили до читателей из иностранных источников в буквальном извлечении, без прикрас и цензуры.

Таким же «домашним образовательным средством» Ключевский называет и театр. Согласно мнению Соловьёва, театр являлся одним из «могущественных средств для народного развития».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Сомово
В далекое прошлое уходят корни сомовского гончарного промысла. Во второй половине XIX в. изготовлением глиняной посуды и свистулек занимались в каждом доме села Сомово. Сработанные за зиму изделия гончары везли в г. Вельск и на все крупны ...

Православие. Особенности вероучения и культа
Всего православных 185 млн. человек. В православии 15 автокральных церквей. При царе Алексее Михайловиче Никоном были проведены реформы, все переводилось на греческий лад, крестились тремя перстами. Из-за этого произошел раскол в Русском ...

Соотношение логического и интуитивного в творчестве.
Любой творческий процесс от сельского хозяйства до театрального искусства имеет три составляющие: а) технические навыки, б) понятия и представления о конечном результате и способах его достижения и в) вдохновение и связанная с ним импрови ...