Реформы в области образования и просвещения

Информация » Петровские реформы в области культуры: плюсы и минусы в оценках С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского » Реформы в области образования и просвещения

Страница 1

В истории народного образования России петровская эпоха занимает особое место уже потому, что в это время впервые были созданы светские учебные заведения. Однако потребность в светском образовании определилась ещё в семнадцатом веке, когда в русской социально-экономической жизни наметились перемены, связанные с развитием внутренней и особенно внешней торговли, ремёсел, возникновением мануфактур. Всё это требовало людей, сведущих в тех или иных областях знаний. Кроме того, государству требовались грамотные люди для новых бюрократических учреждений.

Немалое значение для организации светского образования в России сыграли заграничные поездки Петра I и самая его личность. Стремясь обеспечить России достойное место среди европейских держав, он чувствовал себя обязанным сделать страну не варварской, а просвещённой, а себя – преобразователем.

С.М. Соловьёв считал реформы Петра в области просвещения «могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, могущественным средством для уничтожения прежней замкнутости и застоя». В этой области Соловьёв особо выделял несколько моментов, на которые Пётр совершенно обоснованно, по его мнению, обращал особое внимание: это школы, книги, газеты и театр.

В 1698 году, под впечатлением от заграничной поездки, у Петра сложился план основать в России принципиально новое учебное заведение. Он «хотел иметь школу, из которой бы «во всякие потребы люди происходили, в церковную службу и гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство»», и которая избавила бы от необходимости прибегать к услугам иностранных специалистов. Ещё более насущными были для Петра нужды флота, и в 1701 г. В Москве учреждается школа Математических и Навигацких наук. В это время уже началась Северная война, и основание подобного заведения было продиктовано необходимостью в наборе на флот специалистов, способных его настолько преобразовать, чтобы противостоять такой великой морской державе как Швеция. Преподавали в школе англичане (в частности, профессор Фарватерсон), которые обучали добровольцев арифметике, геометрии, тригонометрии, навигации, морской астрономии, географии.

Петровская система угроз, штрафов и тяжких наказаний нашла свое отражение и в Навигацкой школе. За большие проступки учеников били плетьми, за прогулы, или «неты», взимались непосильные штрафы. За побег из школы ученику грозила смертная казнь, а родным за их ходатайства полагались каторжные работы.

Школа не ставила себе задачу воспитания и общего образования, а имела в виду главным образом техническую выучку для профессиональных целей. Лишь поневоле, поскольку для технической выучки всё-таки необходимы были элементарные познания, школа приобрела до некоторой степени общеобразовательный характер.

Также были основаны Инженерная школа в Москве и Артиллерийская в Петербурге. Ключевский, давая оценку возникшим новым школам, признавал, что хотя царь и радел всей душой о школе, но «учить и учиться было тяжело… недоставало необходимых учебных пособий…педагогические приёмы были недопустимы». Действительно, иноземные учителя преподавали на своём родном языке русским ученикам, едва начинавшим знакомиться с иностранными языками. За провинности учеников били палками. Поэтому неудивительно, что хроническим недугом русского просвещения стал побег учеников из школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Функции культуры
Более определенной выглядит ситуация с выделением ведущих функций, которые выполняет культура. В качестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействие духовному развитию человека, раскрытию его талантов. С этой ...

Свадьба и свадебные обряды и ритуалы
Свадьба также как и сватовство было наполнено рядом этикетных моментов. Прежде всего, это поздравления, адресованные родителям невесты. По правилам этикета отца невесты поздравляли мужчины, мать – женщины. Мужчин и женщин, прибывших на с ...

Крестины
Свадебный обряд имеет мощные корни, уходящие в языческие пласты русского народного быта. Влияние христианства на это народное действо выразилось лишь в некоторой религиозной стилизации. По-видимому, этого нельзя сказать о крестинах. Здес ...