Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий

Информация » Особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе » Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий

Страница 2

По мере освоения современных информационных технологий перед библиотеками встали принципиально новые вопросы, связанные с автоматизированной обработкой и методикой поиска информации, с обучением и предоставлением сетевых сервисных услуг пользователям. Чтобы справиться с ними, библиотеки были вынуждены выступить как основной центр обучения для своих сотрудников, а отдельные, наиболее подготовленные библиотекари, выступали в роли преподавателей. Сначала было обучение сотрудников знаниям и умениям, необходимым на конкретном участке работы. При этом не ставились задачи обучить сразу всех и всему. Библиотекари привлекались к обучению по мере производственной необходимости [9, с.37]. Постепенно, с расширением использования ими новых технологий, расширялась и степень охвата обучения. В библиотеках сложилась уникальная ситуация, когда процесс обучения шел параллельно с освоением новых технологий, то есть, тому, чему учат заблаговременно, учили во время работы. В этот переходный период приходилось больше отвечать на вопросы, обсуждать текущие проблемы непосредственно на месте, убеждать, чем проводить занятия. Без сомнения, это имело свои как положительные, так и отрицательные стороны. Так, не всегда успевали глубоко осмыслить то, что произошло, были ошибки. Плюс же был в том, что нужды практики подкреплялись знаниями, которые были тотчас востребованы. Другим положительным моментом явился возникший состав преподавателей-практиков, что дает великолепную возможность сотрудникам повышать профессиональный уровень в стенах библиотеки. Сегодня семинары дополняются заключительным занятием, на котором проверяется качество обучения.

Занятия организуются с небольшими группами. Первоначально их проводил сотрудник отдела компьютерных технологий, в должностные обязанности которого входило обучение персонала. Впоследствии занятия стали проводить наиболее подготовленные специалисты библиотеки. Учебные программы постоянно дополняются с учетом технологических изменений.

Совершенно новых знаний потребовали от сотрудников и, прежде всего, от библиографов, изменения в содержании библиографической деятельности библиотеки, появление новых функций библиографического информационного центра библиотеки, таких, например, как предоставление информации в режиме on-line; поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений о лучших источниках информации в сети Интернет; обучение и консультирование пользователей по поиску информации в сети; создание памяток, справочных пособий по методике пользования электронной информацией; создание и ведение Web-сайта библиотеки и др. Получить рекомендации было неоткуда, и библиографам пришлось практически с азов самостоятельно освоить методику информационного поиска и предоставления сетевых услуг пользователям. Это потребовало больших усилий и времени, помогла работа сотрудников отдела операторами в классе Интернет, в результате которой они приобрели опыт и знания, что позволяет уверенно работать с новыми источниками информации и учить других библиотекарей.

Одной из форм повышения квалификации сотрудников на данном этапе явилось создание комплексных рабочих (методических) групп, включающих сотрудников разных отделов для изучения и освоения новой технологии. Получение знаний во взаимосвязи с изучением проблемы явилось одной из действенных форм повышения квалификации сотрудников. Совместный анализ практики библиотеки параллельно с осмыслением теории вопроса быстро помогает дойти до самой сути проблемы, вырабатывает единый взгляд на ее решение и дает возможность быстро получить результат [1, с. 190].

Аналогичный подход применен для исследования и разработки стратегии и тактики поиска по электронному каталогу библиотеки для обучения пользователей и библиотекарей. Ведь будучи „консультантом“ для пользователей, библиотекарь сам должен уметь найти нужную информацию. Сотрудничество библиографов, каталогизаторов, автоматизаторов библиотеки помогает в совершенстве изучить методику поиска информации по электронному каталогу, дает возможность проводить обучение на глубоком профессиональном знании сути вопроса. Кроме того, помогает в написании помощи читателям в поиске по электронному каталогу, разработке удобного и простого интерфейса, в подготовке путеводителей, буклетов, рекомендаций пользователям [7, с.527].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Искусство эпохи мезолита
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди созда ...

Современный танец – повод для раздумий
Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического ...

Понятия «метод», «методика», «методическая деятельность», «методическое обеспечение»
Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение – понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна обл ...