Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий
По мере освоения современных информационных технологий перед библиотеками встали принципиально новые вопросы, связанные с автоматизированной обработкой и методикой поиска информации, с обучением и предоставлением сетевых сервисных услуг пользователям. Чтобы справиться с ними, библиотеки были вынуждены выступить как основной центр обучения для своих сотрудников, а отдельные, наиболее подготовленные библиотекари, выступали в роли преподавателей. Сначала было обучение сотрудников знаниям и умениям, необходимым на конкретном участке работы. При этом не ставились задачи обучить сразу всех и всему. Библиотекари привлекались к обучению по мере производственной необходимости [9, с.37]. Постепенно, с расширением использования ими новых технологий, расширялась и степень охвата обучения. В библиотеках сложилась уникальная ситуация, когда процесс обучения шел параллельно с освоением новых технологий, то есть, тому, чему учат заблаговременно, учили во время работы. В этот переходный период приходилось больше отвечать на вопросы, обсуждать текущие проблемы непосредственно на месте, убеждать, чем проводить занятия. Без сомнения, это имело свои как положительные, так и отрицательные стороны. Так, не всегда успевали глубоко осмыслить то, что произошло, были ошибки. Плюс же был в том, что нужды практики подкреплялись знаниями, которые были тотчас востребованы. Другим положительным моментом явился возникший состав преподавателей-практиков, что дает великолепную возможность сотрудникам повышать профессиональный уровень в стенах библиотеки. Сегодня семинары дополняются заключительным занятием, на котором проверяется качество обучения.
Занятия организуются с небольшими группами. Первоначально их проводил сотрудник отдела компьютерных технологий, в должностные обязанности которого входило обучение персонала. Впоследствии занятия стали проводить наиболее подготовленные специалисты библиотеки. Учебные программы постоянно дополняются с учетом технологических изменений.
Совершенно новых знаний потребовали от сотрудников и, прежде всего, от библиографов, изменения в содержании библиографической деятельности библиотеки, появление новых функций библиографического информационного центра библиотеки, таких, например, как предоставление информации в режиме on-line; поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений о лучших источниках информации в сети Интернет; обучение и консультирование пользователей по поиску информации в сети; создание памяток, справочных пособий по методике пользования электронной информацией; создание и ведение Web-сайта библиотеки и др. Получить рекомендации было неоткуда, и библиографам пришлось практически с азов самостоятельно освоить методику информационного поиска и предоставления сетевых услуг пользователям. Это потребовало больших усилий и времени, помогла работа сотрудников отдела операторами в классе Интернет, в результате которой они приобрели опыт и знания, что позволяет уверенно работать с новыми источниками информации и учить других библиотекарей.
Одной из форм повышения квалификации сотрудников на данном этапе явилось создание комплексных рабочих (методических) групп, включающих сотрудников разных отделов для изучения и освоения новой технологии. Получение знаний во взаимосвязи с изучением проблемы явилось одной из действенных форм повышения квалификации сотрудников. Совместный анализ практики библиотеки параллельно с осмыслением теории вопроса быстро помогает дойти до самой сути проблемы, вырабатывает единый взгляд на ее решение и дает возможность быстро получить результат [1, с. 190].
Аналогичный подход применен для исследования и разработки стратегии и тактики поиска по электронному каталогу библиотеки для обучения пользователей и библиотекарей. Ведь будучи „консультантом“ для пользователей, библиотекарь сам должен уметь найти нужную информацию. Сотрудничество библиографов, каталогизаторов, автоматизаторов библиотеки помогает в совершенстве изучить методику поиска информации по электронному каталогу, дает возможность проводить обучение на глубоком профессиональном знании сути вопроса. Кроме того, помогает в написании помощи читателям в поиске по электронному каталогу, разработке удобного и простого интерфейса, в подготовке путеводителей, буклетов, рекомендаций пользователям [7, с.527].
Другие статьи:
Типы учреждений культуры и досуга Японии
В данном параграфе автор раскрывает типы учреждений культуры в Японии. Раскрыты древние и действующие по сей день формы досуга. Описана театральна жизнь Японии, все жанры театрального искусства начиная с традиционных типов и заканчивая пр ...
Православный храм как памятник и хранитель русского искусства
Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас ...
Проблемы культурологи как науки
Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры. Существует множество типов понимания культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
Первый видит ...
Разделы