Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий
В библиотеках, за последние годы произошли большие изменения, связанные с широким использованием новых информационных технологий. Библиотека уверенно превращается в современный информационный центр с действующей интегрированной автоматизированной технологией выполнения библиотечных процессов, с широким использованием читателями баз данных и ресурсов Интернет. Под влиянием компьютеризации постепенно изменяется труд библиотекарей, он становится более сложным, требующим принципиально новых знаний и умений, в отличие от тех, которых было достаточно для выполнения традиционных библиотечных процессов [5, с. 48]. На первый взгляд, изменить профессиональное сознание библиотекарей можно легко и быстро. Однако практика показывает, что, пожалуй, без больших усилий можно обучить пользоваться персональным компьютером, но изменить приобретенные ранее знания и навыки достаточно сложно, так как библиотекари интуитивно накладывают свой профессиональный опыт на новые способы выполнения работы. Необходимо время для восприятия нововведений и формирования в сознании нового смысла различных видов деятельности. Очевидно, что постоянная, хорошо организованная работа с кадрами и, прежде всего, внутрибиблиотечная система повышения квалификации сотрудников призвана помочь профессиональной переподготовке библиотечных работников.
В начале 90-х годов в библиотеках сложилась ситуация, когда резко снизился интерес к повышению квалификации, так как выверенная практикой библиотечная технология не требовала больших усилий от сотрудников, в то же время организация повышения квалификации в русле традиций была не востребована ими, потеряла свои позиции. Кроме того, следует заметить, что у сотрудников отсутствовала внутренняя мотивация повышать свою квалификацию, это не гарантировало продвижение по службе, не давало никаких дополнительных благ. Преодоление кризисных явлений в отлаженной системе повышения квалификации кадров библиотеки связано с началом внедрения новых информационных технологий. На этом пути встало несколько проблем:
Отсутствовали практические рекомендации по методике работы, так как практика библиотеки менялась значительно быстрее, чем библиотечная теория.
Ощущалась острая потребность в обучении персонала, как теоретическим основам, так и практическим, профессиональным знаниям, необходимым для работы в новых условиях, поскольку основная часть специалистов библиотек получила профессиональное образование в 70-80-е годы, задолго до перемен.
Требовалось быстро переобучить сразу большое количество сотрудников, что требовало много средств, сил и времени.
Изменить профессиональное сознание библиотекарей, избавить их от сложившихся стереотипов мышления, научить воспринимать новые идеи помогло участие библиотек в международных проектах. Главная проблема библиотек — не в компьютерах, а в изменении управления, в профессиональном развитии библиотекарей, ведь, чтобы изменения были действенными, они должны произойти в головах людей.
Следующим шагом стало обучение практически всех сотрудников библиотеки работе на персональном компьютере, а также проведение ознакомительного курса для заведующих отделами и главных специалистов библиотеки по ресурсам и услугам Интернет. На этом этапе в качестве основной задачи обучения рассматривались психологические аспекты восприятия новой техники. Поскольку большая часть библиотекарей никогда не работала на компьютере, а тем более с удаленными информационными ресурсами, исходя из необходимости снять существующий барьер, или просто боязнь техники, и дать возможность как можно большему количеству сотрудников попробовать работать на персональном компьютере, в сети Интернет. В результате разнообразного обучения в библиотеках появились люди, способные критически осознать роль и функции библиотеки в информационном обществе, умеющие войти в мир инновационной технологии, стремящиеся к изменениям [8, с. 3-6].
Из опыта проведения структурных и технологических изменений в библиотеках можно извлечь простой урок: к успеху перемен ведут не технические аспекты деятельности, а готовность библиотекарей воспринимать новые идеи, изменять свое отношение к роли информации в современном обществе. Нельзя сказать, чтобы этот очевидный вывод однозначно воспринимался всеми, ведь до сих пор об обновлении содержания работы судят по наличию персональных компьютеров, а не по готовности персонала к изменениям.
Другие статьи:
Определения понятия культуры, школы культурологии
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" [181] привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определе ...
Органическая архитектура: Дом в пустыне
В каменной скалистой пустыне Калифорнии на южном склоне огромной скалы приютилась гигантская доисторическая птица. 26 изящных крыльев мягко укрывают, обволакивают скалы в поперечнике до 20 метров.
Между крыльев – стеклянные перепонки, пр ...
Характеристика гжельской местности
Гжель - один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посу ...
Разделы