Характеристика гжельской местности
Гжель - один из древних традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине XIV века Гжель являлась поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Гжелью называют небольшой регион Раменского района Московской области, расположенный к востоку от Москвы. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что он расположен, вдоль Егорьевского шоссе (Касимовского тракта) и вытянулся на 15 километров (от деревни Обухово на западе до деревни Сидорово, служащей крайней точкой гжельского региона на востоке). В состав гжельского региона входит около 27 деревень, объединенных несколькими сельскими округами [1, c.43].
Если ехать на электричке от Москвы, то можно видеть как дорога то и дело ныряет в лес, вьется, неоднократно пересекая идущее рядом Егорьевское шоссе.
Густые, порой кажущиеся непроходимыми заросли, заставляют вспомнить, что вот так же, по густому лесу ехал в Золотую Орду шесть с лишним веков назад князь Иван Данилович Калита. Это благодаря ему Гжель впервые попадает в официальный документ - "духовную грамоту".
Гжель, по более поздним описаниям XVII века, занимала обширное лесное пространство в верховьях речки Гжелки и ее притока Дорки. На каменистой и глинистой почве изобиловали топкие болота. За Гжелью начиналась подмосковная тайга, с редким населением, которое в основном занималось охотой и бортничеством. По всей видимости таковы же были занятия и у первых гжельских жителей.
В числе других дворцовых волостей Гжель из поколения в поколение передавалась членам великокняжеской семьи. После Ивана Калиты она принадлежала его сыну Ивану Красному, затем Дмитрию Ивановичу Донскому, его сыну-Василию I, затем вдове Василия княгине Софье Витовтовне. Вряд ли эта волость имела большое хозяйственное значение. Но зато во время эпидемии чумы в 1426 г., когда "мор был велик в градах русских", внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич укрылся от "заразы" в глухих гжельских лесах, принадлежавших его матери.
Софья Витовтовна в 1453 г. завещала Гжель своему внуку Юрию Васильевичу, и только в 1472 г. в его завещании впервые говорится о том, что он передает своей матери княгине "Гжелю со всеми деревнями", а в 1519 г. названы в писцовых книгах "Гжель, да во Гжели дворцовое село Гжель".
Волостной центр превращается в крупное село. В 1628 г. в нем отмечены два деревянных храма: действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Димитрия Селунского. В 1646 г. в Гжельской волости записаны 30 деревень с 232 крестьянскими дворами. Если в деревнях было от 2 до 13 дворов, то село отличалось уже в это время своей многолюдностью: в нем насчитывалось 38 дворов крестьян, 2 двора бобыльских и два пустых двора, оставшихся после умерших жителей, да на церковной земле двор попа, дьячка, пономаря, просвирницы и 2 двора бобылей [9, c. 55-57].
Повинности гжельских крестьян были таковы же, как и у крестьян соседних дворцовых волостей. В круг этих повинностей не входил распространенный в Гжели гончарный промысел. Он составлял их личное дело. Первоначально далеко не все крестьяне могли принимать в нем участие, а следовательно и хозяйства их развивались неравномерно: одни богатели и выходили в купцы, другие еле сводили концы с концами.
Согласно Экономическим примечаниям 1760 гг., в селе Гжель насчитывались 72 двора, 248 жителей мужского и 214 женского пола. В целом по волости землепашеством занималось мало жителей, из 14,4 тысячи десятин земли под усадьбами и пашней было занято только 6 процентов, почти столько же, сколько под неудобьями, зато покосы занимали 26 процентов, а леса - 60 процентов всей земельной площади. В Экономических примечаниях говорилось: "Земля пашенная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной. Крестьяне на оброке. Промышляют деланием разных сортов посуды и сервизов, которые отпускаются в разные города сухим и водяным путем".
Большое значение этот промысел приобрел в XVIII веке, тогда с промыслами было связано 125 семейств, или 240 человек, из них 194 человека - вне своего села, поскольку вынуждены были искать средства к жизни на промышленных предприятиях в соседних деревнях. Главным промыслом был керамический. Небольшое число гжельцев работало в Москве и в других местах портными, прислуживало в богатых домах. В самом селе имелось 7 торговых заведений и 3 промышленных предприятия. Возле церкви проводились известные в округе ярмарки. Сюда на три дня съезжались купцы и крестьяне со своими товарами [11, c. 15-17].
Другие статьи:
Каково значение архаической эпохи для последующего развития Греческой
цивилизации
Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) ознаменовался важнейшими событиями, которые сильнейшим образом повлияли на развитие греческой цивилизации. В это время происходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Че ...
Философия Аристотеля
В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию ...
Действенность речи
Действенность речи – ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникат ...
Разделы