Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Информация » Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Страница 6

Каждое из названных направлений имеет свои сильные и слабые стороны.

Обратимся к характеристике первого направления. К его положительным чертам должны быть отнесены: умение романтически взволнованно изобразить своих героев, пришедших в миниатюру главным образом из сказок, былин, песен и поэтических произведений. Характерно также последовательное соблюдение декоративных принципов холуйской миниатюры, умелое использование традиционных средств художественного выражения для поэтической характеристики героев, для создания соответствующего содержанию миниатюры настроения, т.е. умение показать через красоту цвета, ритмов линий и других изобразительных средств красоту и значительность изображаемого явления. Для этого направления характерны обилие фантазии, наиболее ярко проявившейся в композиции миниатюр (Белов - "Лермонтов", Фомин - "Конек-горбунок", Колесов - "Вечера на хуторе близ Диканьки" и др.). Соотношения в композициях реального и вымышленного, художественная целостность произведения, наличие органической связи всех элементов живописного оформления с вещью и между собой (связь живописи и орнамента, связь отдельных клейм, или сторон, и т.д.), а также богатство изобразительных приемов и колорита при его цельности.

В разных сочетаниях с большей или меньшей силой эти черты проявились в творчестве старейшего мастера артели К. Костерива, миниатюристов В. Фомина, А. Колесова, П. Ивакина, А. Костерина, Л. Живностка, но наиболее полно и ярко они нашли свое выражение в работах художника В. Белова - "Сказка о мертвой царевне", "М.Ю. Лермонтов".

В своих отрицательных чертах первое направление таит опасность внешнего механического подражания искусству прошлого или же искусству более развитого Палеха, опасность творческого застоя - повторения ранее найденных композиционных схем и художественных приемов, не оправданных новым содержанием миниатюр.

Советская эпоха диктовала свои требования к искусству. Необходимо было соответствовать требованиям "соцреализма". Работая над современной темой, холуйский мастер должен был не только отобрать и обобщить материал действительности, необходимый ему для создания художественного образа, но также найти заново большую часть средств художественного выражения, так как многие из традиционных декоративно-условных приемов холуйской миниатюры не могут быть здесь использованы с такой же свободой и полнотой, как при решении образов сказки.

Основы холуйской миниатюры были заложены тремя старейшими мастерами промысла - С.А. Мокиным, К.В. Костериным и В.Д. Пузановым, сыгравшими огромную роль в (сложении стиля Холуя. Имея в своем творчестве много общих черт, они в то и тоже время сильно отличались в индивидуальной художественной манере.

Так, С.А. Мокин в своих работах более последовательно, чем остальные, придерживался декоративных принципов, творчески гибко применяя их для решения различных тем и художественных задач. Его произведения отличались разнообразием и сложностью композиции, богатством колорита, построенного на контрастах дополнительных тонов при общем единстве, четким графическим рисункам, орнаментальностью ритма, увеличивающего декоративную и смысловую связь отдельных элементов композиций. Большое внимание Мокин уделял декоративному решению вещи в целом, в связи с чем до конца своей жизни он тяготел к Палеху, применяя в миниатюрах черный фон и отдельные приемы, (близкие палехской живописи. Композиции Мокина (были насыщены динамикой, сообщающей миниатюрам романтическую приподнятость. Он хорошо умел передать через движение душевное состояние своих героев. Мокин богато использовал колористические средства древнерусской живописи для придания большей жизненности и красоты своим произведениям, в частности, он, как никто в Холуе, умел плавить и обогащать цвет введением пробелов, положенных в тон или по принципу контраста дополнительных цветов. Это не только обогащало колорит, но и способствовало достижению его наибольшей слаженности ("Бахчисарайский фонтан", "Князь Игорь").

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва
Авангард (-изм) - (франц. avantgardisme, от avant-garde - передовой отряд) Условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в. для которых характерны стремление к коренному обновлению художестве ...

Развитие культуры в Беларуси XIX века
Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и польской демократической культуры оказали определенное воздействие на развитие белорусской культуры. Так, в начале XIX века происходило становление белорусской литературы. Появляются так ...

Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков
Для начала следует определиться, что такое ориентализм, как и в чём он проявляется и чем отличается европейский ориентализм от ориентализма в России. Ориентализм представляет собой использование мотивов и стилистических приёмов восточног ...