«Новые люди»
С новыми условиями жизни и деятельности горожан было тесно связано их отношение к основным проблемам человеческого бытия – его смыслу, цели, нормам поведения человека в обществе. Горожане бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы идей, характерной для средневекового западноевропейского общества.
Формирование людей нового типа приходится в основном на бурные XIV-XV столетия. Преобразование экономики положило начало свободной конкуренции. Предприниматель или купец в ожесточенной борьбе с соперниками мог опираться только на своих родственников или друзей. Перипетии политической жизни ещё более осложняли их положение. В этих людях несгибаемая воля нередко сочеталась с неразборчивостью в средствах. С горечью пишет о современниках флорентийский нотариус Лапо Маццеи в начале XV в.: «Каждый человек злобен, скареден, нечестив, спесив, завистлив, любит только себя, а ежели выказывает любовь к другому, то по купеческому способу: ты принеси пользу мне, а я - тебе». Одним из лейтмотивов памятных записок Джованни Морелли являются слова: «Не доверяй кому бы то ни было – своему слуге, любой женщине или мужчине, которые находятся в твоём доме, будь то родственник или чужой». «Сто раз проверь друга или, вернее, того, кого ты считаешь другом, прежде чем ты ему доверишься». В самом деле, в погоне за богатством пополан мог полагаться только на собственные силы.
Изменяется вся шкала религиозных и этических ценностей. Основные рыцарские добродетели – храбрость, мужество, стремление к подвигам, служение прекрасной даме – не упоминаются, изящество и красота отступают на второй план. Одной из главных добродетелей становиться умение наживаться. Джованни Морелли приступает к воспоминаниям с целью «воздать почесть и похвалу доблестной, доброй и святой жизни как нас самих, так и потомков, которых Господь дарует нам». Им движет также стремление показать «подлинно древнее происхождение» рода, к которому он принадлежит. Однако Морелли гордится своим родом не потому, что он знатен: его предки, поселившиеся во Флоренции примерно за 300 лет до его рождения, были людьми, не имевшими состояния. С восторгом рассказывает Морелли об отце, многократно увеличившим имущество и достойным поэтому «высшей славы».
Гордость звучит и в рассказе Бонаккорсо Питти о том, как он благодаря своей сметке заработал на спекулятивной сделке с бургундским вином 400 золотых франков. В глазах многих современников заслуживал уважения и человек, который приобрёл или сохранил состояние посредством хитроумных уловок.
В то же время у многих пополанов типичное для средневекового бюргера представление о скромном, соответствующем его положению образе жизни вытесняется жаждой роскоши. С этой целью подчас заключаются выгодные браки. Целью брака могло также быть упрочнение положения в обществе и продвижение по социальной лестнице.
Если же купец остается верен идеалу бережливости, этот идеал утрачивает средневековое значение: к бережливости склонен нередко тот, кто хочет преуспеть в своем деле. Такого типа купец склонен к крайней осторожности во всем – не только в делах, но и в сфере политики, где всегда могли произойти неожиданные бури и пертурбации. Морелли предельно откровенен в поучениях: «…всегда общайся с теми, кто обладает властью в государстве, подчиняйся их воле и приказам. Остерегайся порицать их начинания и дела, даже если они дурные; храни молчание или отзывайся о них только с похвалой…». Более того: «если кто-то хотя бы намеком выскажется против тех, кто правит, не слушай и всячески избегай его». Следует добавить, что это говорит не скромный торговец, а богатый и влиятельный купец, который несколько раз занимал во Флоренции политические должности. Для делового человека характерно укрыться за стенами своего дома, когда в городе происходят народные волнения. Чертальдо остерегает читателя: «Не спеши выйти, если на улице беспорядки. Оставайся дома и делай вид, что ты ничего не знаешь. Таким образом ты избежишь ссор и неприятностей и останешься в безопасности».
В условиях острого экономического соперничества быстро нажитые состояния подчас ещё быстрее исчезали. Поскольку правительства часто сменяли друг друга и их судьбы разделяли поддерживавшие их партии, многие богачи, связанные с потерпевшей поражение группировкой, приговаривались к изгнанию с конфискацией всего имущества.
Эта невозможность предугадать будущее нашла своё выражение в представлении о фортуне, от которой зависит судьба людей. Фортуна, приносящая данному человеку счастье или несчастье, нередко выступает на передний план в памятных записках, написанных купцами, и в их письмах.
Другие статьи:
Вальпургиева ночь, день св. Вальпургии
Вальпургиева ночь – это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Отмечается 30 апреля в самый расцвет весны. Этот праздник связан с именем Святой Вальпургии (все почему-то считали ее муж ...
Другой вид растительного сырья
Плетение из лент.
Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине.
Подготовленные ленты пер ...
Культурное достояние киммерийцев и скифов
Превратиться в цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которые вошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можно признать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные к ...
Разделы