Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя
Прием последовательного рассказа (от клейма к клейму или от грани к грани) позволяет мастерам при наличии ограниченной выразительности лиц и рук изображаемых персонажей полнее и глубже раскрывать избранную тему. Кроме того, многосюжетная, или многоклеймная, композиция удерживает мастеров при росписи крупных поверхностей от нарушения допустимых в миниатюре масштабов и принципов решения.
Пространство в холуйской миниатюре строится кулисами и ярусами ("Вещий Олег", "Лермонтов"). Распространенное мнение о том, что для миниатюры Холуя (как и для Мегеры) характерен высокий горизонт, не совсем верно, в чем мы можем убедиться на анализе работ, приведенных в качестве примеров. Для холуйской миниатюры характерно наличие не одного, а нескольких горизонтов. Причем точка зрения на землю не совпадает с точкой зрения на человеческие фигуры. Кроме того, холуйские мастера не соблюдают во всей последовательности принятых в живописи правил перспективного сокращения предметов на расстоянии, а также ослабления колорита дальних планов. Предметы з холуйских миниатюрах располагаются не один за другим, а один над другим. Сила цвета задних планов в миниатюре значительно интенсивней, чем в живописи, благодаря чему предметы, находящиеся сзади, приближаются к предметам переднего плана. Нарушение правил перспективы вызвано необходимостью сохранения поверхности вещи и тем самым достижения цельности всего художественного произведения.
Для большинства холуйских произведений характерна замкнутость композиции, которая осуществляется введением кулис первого плана, а также законченностью действия в пределах живописного поля. Миниатюристы Холуя, как правило, избегают фрагментарного развертывания действия, которое мысленно могло бы быть продолжено за пределы миниатюры. В связи с этим мастера стараются не резать фигур и элементов пейзажа, изображенных по краям миниатюр. Фигуры в пейзаже в большинстве случаев изображаются группами, образующими своего рода кулису, останавливающую движение вглубь.
Миниатюры холуйских мастеров привлекают к себе внимание поэтической взволнованностью и правдивостью, с которыми авторы повествуют о своих впечатлениях от увиденного в жизни. При рассматривании холуйских миниатюр зрителя, с одной стороны, радует то, что он узнает знакомых героев или характерные дли русской природы березы, клены, дубы и сосны, с другой - его восхищает та красивая художественная форма, которую автор находит для передачи своих впечатлений от увиденного.
Относительная конкретность и доходчивость художественного языка, говорящего формами и цветом, приближающимися к реальной действительности, - одна из отличительных черт холуйской миниатюрной живописи.
Стремление холуйских мастеров к конкретизации изображаемого можно наблюдать как в рисунке, так и в колорите их миниатюр. Приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям, а колорит к естественной окраске предметов, мастера в то же время сохраняют необходимую степень декоративной условности, сообщающей их творениям поэтическую приподнятость.
Выразительность образов в холуйской миниатюре достигается за счет особого художественного обобщения, имеющего более условный декоративно-орнаментальный характер, чем в живописи. Условные моменты, порожденные декоративными функциями холуйской миниатюрной живописи, проявляются во всех звеньях художественного произведения: в его композиции, трактовке отдельных элементов, решении объема, рисунке и колорите.
Другие статьи:
Общая характеристика образования в России до XVIII
века
Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ей были на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «у ...
Роль художественного оформления спектакля
Образ спектакля должен обладать могучей силой эмоционального воздействия, воспитывать в людях высокие нравственные и эстетические представления. В волнующем процессе рождения спектакля роль художника отнюдь не второстепенна.
Оформление с ...
Агональность в античной философии
Слово «агональность», вынесенное в заглавие, сразу же вызывает недоумение, подозрения в искусственных, мнимых новациях, загрязняющих ноосферу науки. Хотя подобное можно сказать и о других, уже заслуженных и почетных словах, дослужившихся ...
Разделы