Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя
Следует заметить, что распространенное представление о холуйской иконописи только как о низкосортном ремесле не совсем верно. Правда, большинство холуйцев писало дешевую "расхожую" икону, однако среди них были и такие, которые обладали большим мастерством и хорошим художественным вкусом. Об этом свидетельствуют как подлинные произведения холуйских иконописцев XIX века - И.А. Рослякова, И.Д. Шахова, И. Бестемянникова и некоторых других, так и высокие отзывы в печати о несохранившихся ранних памятниках. И если писавшаяся сотнями "расхожая" икона отложила на отдельные произведения холуйской миниатюры отпечаток лубочной непосредственности и наивности восприятия мира, то цветовое богатство и техническое мастерство ведут свое происхождение от лучших произведений холуйской иконописи.
Реалистические черты холуйской иконописи и ее декоративные приемы были восприняты и развиты миниатюристами советского времени, с ними мы постоянно встречаемся на всем протяжении существования нового искусства Холуя.
Первые опыты работы холуйских мастеров в области миниатюры относятся к 1928 г., а систематически этим стали заниматься три ее основоположника - С.А. Мокин, К.В. Костерин и В.Д. Пузанов с 1934 г. т.е. тогда, когда художественное лицо Палеха и Мстеры уже сложилось. Это обстоятельство, с одной стороны, облегчило деятельность холуйцев, не надо было тратить время на разработку основных принципов оформления изделий из папье-маше, с другой стороны - сильно затрудняло, так как нужно было найти свой собственный язык, отделаться от подражания. Испытывали холуйцы затруднение и от того, что их было очень мало (в миниатюре работали в основном лишь три мастера, остальные писали "коврики"), и от недостатка технических навыков работы над мелкими живописными произведениями.
В середине 30-х годов поиски решения современной тематики стали более интенсивными, чем прежде, во всех областях советского изобразительного искусства, в том числе и в лаковой живописи. И вот холуйцы, только что влившиеся в семью советских миниатюристов, с самого начала сосредоточивают свое внимание на тематике актуальной тому непростому времени, наиболее сложной и ответственной даже при наличии опыта работы над ней. Естественно, что первые их миниатюры нередко страдали большим несовершенством и наивностью решения. Многие композиции строились до примитивности несложно, движения персонажей носили следы иконописной скованности, колорит страдал недостаточной определенностью и слаженностью и т.п. Имели место механическое соединение иконописных и станковых принципов решения, а также подражание Палеху. Однако лучшие из этих ранних работ трогают искренностью и непосредственностью чувств, которые вкладывали мастера в свои новые творения (Костерин - "Девичник", Пузанов - "На отдыхе", Добрынин - "Отдых"). Кроме того, уже в этих работах намечается свое, холуйское, - большая, чем в Палехе и Мстере, конкретность изобразительного языка в трактовке людей и пейзажа, а также своеобразный колорит с преобладанием песочных, охристо-оранжевых или желто-зеленых тонов, ведущие свое происхождение от характерных для местной иконописи художественных средств выражения и развивающие их.
В последующие годы направленность холуйской миниатюры характеризуется дальнейшими поисками своего художественного языка. Мастера длительное время бились над тем, чтобы найти свою художественную трактовку образов, достигнув при этом разнообразия и цельности в композиции и колорите, связи декора с предметом и т.п.
Другие статьи:
Американские эскимосы
Эскимосы живут в американской Арктике и субарктике. Они населяли обширную область от Берингова пролива до Гренландии. Небольшая группа эскимосов обитает на северо-востоке Азии.
Языки эскимосов-юпик, инупиак, инуктикут.
Охота.
Особое ме ...
Функции культуры
Как комплекс всех перечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций. Первая по мнению многих исследователей, главная функция культуры - коммуникативная. Культура - это универсальная система общения людей на всех уро ...
Поминовение умерших, как часть ритуального комплекса
Неотъемлемой частью древнего быта было ежегодное поминовение всех умерших в так называемые родительские дни, радуницу.
Царь Иван Васильевич в 1551 г. предъявил церковному собору (названному по количеству статей в итоговом описании его де ...
Разделы