Музей под открытым небом
Париж зародился на двух небольших островах на Сене, совершенно обособленных от остального города. На них находятся некоторые из самых значительных памятников столицы. Именно в Сите уходит корнями галльская Лютеция – поселение, основанное группой рыбаков из племени паризиев около 200 г. до н. э. Остров кажется замороженным в «великом веке» – эпохе элегантных зданий и тихих улиц, оазисе мира и строгой аристократичности. Новый мост (Пон-Нёф), старейший мост в Париже, заложенный Генрихом III в конце XVI в. и открытый в 1606 г. Генрихом IV, чья конная статуя XIX в. отделяет заостренную оконечность острова от площади Дофин (пляс Дофин), открывает дорогу к живой политической и религиозной истории Парижа.
На Дворце правосудия находятся старейшие городские часы, отбивающие время на протяжении уже шести веков. Создал их немецкий часовой мастер Генрих Вик в 1370 г. В этом здании располагался Парижский парламент, когда Карл V перевел королевскую резиденцию в Лувр, а Дворцом правосудия оно стало во время Французской революции. Лишенные всяких украшений стены Консьержери и примыкающая к ней зловещая тюрьма до сих пор будят воспоминания о трагических моментах французской истории, когда приговоренные к смерти в эпоху якобинского террора покидали это место, одетые в белые рубашки, чтобы быть казненными на гильотине на площади Согласия (Пляс де ля Конкорд).
Великолепная Сент-Шапель, окруженная стенами Дворца правосудия, – настоящий шедевр готического искусства. Эта часовня была выстроена в начале XIII в. по приказанию канонизированного французского короля Людовика IX, чтобы разместить в ней бесценные реликвии: Терновый венец и Святой Крест из Святой земли. Огромные витражи часовни, между которыми почти нет каменной кладки, – это самое настоящее пиршество ярко-красного и синего цветов. На них изображены сцены из Книги Бытия, Ветхого и Нового Заветов.
Самый ценный памятник острова Сите – это величественный собор Парижской Богоматери, возвышающийся над площадью Паперти собора Парижской Богоматери (пляс дю Парви-Нотр-Дам), расчищенной Османном в эпоху Наполеона III, чтобы открыть для всеобщего обозрения знаменитый фасад собора и окончательно скрыть следы древней галльской Лютеции. «Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства, – писал Виктор Гюго. – Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди главных церквей Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и что-то общее со всеми… Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, и каждая личность добавляет свой камень… Великие здания, как и высокие горы, – создания веков».
В 1163 г., в эпоху правления Людовика VII, епископ Мориц Сюллийский пригласил папу Александра III заложить первый камень в основание собора. Новая базилика была выстроена на останках более ранней церкви Святого Стефана. Сооружение собора Парижской Богоматери заняло около 200 лет и было закончено в середине XIV в.
Почти каждое событие французской истории накладывало на собор свой отпечаток, в том числе и Французская революция «посвятившая» собор культу божества Разума, заодно захламив его и разворовав его сокровища. Прогулка вокруг собора позволяет увидеть взаимодействие составляющих его архитектурных элементов: ползучих арок, остроконечных шпилей, окон, дверей, розеток – и населяющих его чудищ и демонов, появляющихся в дверных проемах или выскакивающих из-за пилястров, украшенных гирляндами аканфа.
С башен собора открывается панорама Парижа и острова Святого Людовика, связанного с Сите мостом Святого Людовика (пон Сен-Луи). На этом острове, представляющем собой полоску земли, вытянутую вниз по течению Сены, бывает мало туристов, здесь царят тишина и покой и находятся дома многих известных жителей столицы. Также на этом острове располагается ряд аристократических особняков XVII в., в этом числе особняк Лозен, где жил поэт Шарль Бодлер и другие представители артистических и литературных кругов той эпохи.
Пти-Пон – это самый короткий мост в Париже, и в свое время за проезд по нему с каждого взималась пошлина. За противоположным от Сите концом этого моста лежит легендарный левый берег: предместье Сен-Жермен, которое было районом церквей и монастырей до того, как превратиться в район баров и бистро, и Латинский квартал.
Над крышами и мансардами солидных особняков этой части Парижа возвышаются купола исторических зданий. Некоторые из них весьма высоки, как купол Института Франции. Это самый красивый купол во Франции. В здании под ним каждый октябрь собираются на свои сессии пять национальных академий республики. Другие величественны, как купол церкви Валь де Грас, построенной в XVI в. во исполнение обета после рождения наследника французского престола, будущего Людовика XIV. Третьи внушительны, как купол Пантеона, памятника героям нации. С 1791 г. многие знаменитые исторические личности, ученые, литераторы: Мирабо, Вольтер, Руссо, Марат, Виктор Гюго, Эмиль Золя – нашли свое последнее пристанище под сводами этого здания. Мария Кюри, скончавшаяся в 1934 г., – единственная женщина в этой компании знаменитостей. Из-под купола Пантеона свисает (возможно, настолько же враменно, как и ранее в других местах) знаменитый маятник Фуко, с помощью которого в 1851 г. знаменитый французский физик демонстрировал факт вращения Земли.
Другие статьи:
Площадь Давидка
Давидкой назывался самодельный миномет, применявшийся во время войны за Независимость и наводивший страх на противника. На площади поставлен памятник этому миномету.
На пьедестале памятника высечены слова Всевышнего: "И буду всегда ...
Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование
Понятие корпоративной культуры в последние годы было переосмыслено, и в результате этого оно получило более широкое распространение. Корпоративная культура трактуется исходя из двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующ ...
Юкатанский период
Со временем цивилизация майя также стала преображаться. В первую очередь это сказалось на культуре. Так, постройки, выполненные в юкатанский период, представляют собой одноэтажные здания, лишенные кровельных гребней. Другой характерной че ...
Разделы