История развития музейного дела на Руси и в мире
В то же время на развитие музеев оказало влияние общественно-просветительное движение 60-х - 70-х гг. XIX в. Возможность использования наглядного, предметного музейного материала для просвещения народа привлекала к организации музеев передовых ученых, интеллигенцию, в восточных районах страны - и политических ссыльных.
Во 2-й половине XIX в. был основан ряд крупных научно-просветительных обществ - Вольное экономическое общество и Русское техническое общество в Петербурге, Общество любителей естествознания в Москве, в деятельности которого принимали участие такие известные ученые, как К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Н.Е. Жуковский, С.М. Соловьев. Одним из направлений деятельности обществ явилось устройство больших всероссийских выставок, материалы которых составили основу крупнейших общедоступных («публичных») музеев - Музея прикладных знаний в Петербурге, Политехнического, Исторического, Антропологического музеев в Москве.
По инициативе местной интеллигенции создавались музеи при .городских самоуправлениях и губернских земствах- в Казани, Самаре (ныне г. Куйбышев), Нижнем Новгороде, Кишиневе, Полтаве, Красноярске, Минусинске, Нерчинске и. других городах. Эти музеи тоже были широко открыты для посещения.
Общественное признание образовательно-просветительной роли музеев выразилось также в создании получивших особое распространение в начале XX в. педагогических музеев и музеев наглядных пособий, открытых при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями, образцами школьного оборудования и т.д. в них сосредоточивались коллекции, характеризующие местную природу, археологию, этнографию, историю, экономику.- Эти коллекции применялись и в учебном процессе.
Таким образом, наряду с общественными потребностями научного и экономического характера важным фактором образования и развития музеев явилось их образовательно-просветительное значение.
Однако в условиях царской России просветительные возможности музейных собраний использовались далеко не полностью. Колоссальные историко-культурные ценности, принадлежавшие царской фамилии, дворянству и буржуазии, не были доступны ни для научного, ни для просветительного использования. Большая часть музеев создавалась без участия государства, по инициативе общественности. Существование музеев в значительной мере зависело от частных пожертвований. Это приводило к неравномерности их. развития. Музеи, особенно местные, часто распадались. Однако благодаря усилиям прогрессивной части общества ко времени Великой Октябрьской социалистической революции в музеях были накоплены значительные коллекции, которые легли в основу фондов советских музеев [28, c. 5-10].
Классификация музеев. По юридической принадлежности и форме собственности музеи делятся на государственные и ведомственные, общественные и частные.
По масштабу деятельности выделяются центральные, региональные и местные музеи.
По типологии, определяемой общественным назначением музеев, выделяются научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные музеи. Научно-исследовательские музеи создаются преимущественно на правах отделов при академических и других научно-исследовательских учреждениях. Культурно-образовательное и просветительное направление имеют широкое доступные научно-просветительные музеи. Учебные музеи существуют при учебных заведениях как место сосредоточения наглядных пособий, способствующих наглядности и образности; преподавания. На практике, исходя из специфики музейной рая боты, эти типы музеев нередко составляют единое целое.
Музеи могут быть коллекционного и ансамблевого типа. В основе первых лежит собрание музейных предметов, соответствующих профилю музея. Коллекции могут быть:
—систематические, классифицированные по признаку однотипности входящих в них предметов;
—тематические, созданные из разнотипных предметов, раскрывающих конкретную тему;
—мемориальные, связанные с конкретным историческим событием или лицом;
—персональные, относящиеся к конкретному лицу.
В соответствии с этим формируются разные типы музеев, такие как исторические, художественные или мемориальные.
Другие статьи:
Структура проекта
Формирование социально-культурных проектов и программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается ...
Аранское вязание
Аранское вязание (ирландское вязание, кельтское вязание) . Многие слышали о нем и видели исключительно красивые вещи, выполненные в этой технике. Аранское вязание уже стало классикой моды. Интерес к этническим направлениям в моде и народн ...
Каким образом становятся возможны и происходят социокулыурные изменения
В процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия. Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции. Может сло ...
Разделы