Искусство неолита
Неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется. Зрелая и поздняя первобытность представлены неолитом (5–4 тыс. лет тому назад) для наиболее развитых областей Средиземноморья.
Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры. Это расцвет родового устройства, каменной индустрии. К эпохе неолита относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Люди делали луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком – огнеупорная глина. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спотанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Последний этап в развитии бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было наложено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
Умели делать хорошие лодки, из шерсти диких баранов ткали плащи и рубахи, искусно занимались резьбой по кости и дереву. У неолитических охотников детально разработан образ мирового дерева.
Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра [3, с. 18].
История происхождения человека начинается в далёком прошлом. Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств люде того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб.
У первобытных людей не было письменности, а у самых первых – и языка. Наиболее долгая эпоха человеческого прошлого безмолвна. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством.
Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда.
Отношение к первобытной культуре может быть различным. Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шёл процесс разрушения первобытной культуры.
Первобытность – это первое бытие. Разложение первобытной культуры – это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить её может только культурное, т.е. почтительное и бережное отношение к её основам. И чем больше мы научаемся видеть этот культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем более будет у нас оснований самим стать культурными.
Другие статьи:
Храм Гроба Господня. Христианский квартал
Для сотен миллионов христиан Храм Гроба Господня в Иерусалиме - это святая святых. Здесь был распят и похоронен Христос. Отсюда берет свое начало новая религия, во многом изменившая облик планеты. История этого места отражает страдания и ...
Культурная идентификация
Удачную типологию человеческих потребностей дал американский философ Э. Фромм. Первой он называет потребность в общении, в межиндивидуальных узах. Изолированный, искусственно выброшенный из общества человек теряет социальные навыки, утрач ...
Создание школьной системы
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все при ...
Разделы