История развития музейного дела на Руси и в мире
Музеи ансамблевого типа предполагают наличие музеефицированного ансамбля, в основе которого лежит ансамбль недвижимых памятников интерьеров, природы, культурно-исторической среды. К ним относятся город-музей, дворец-музей, дом-музей, квартира-музей, мастерская-музей, усадьба-музей, памятник-музей. На основе музеефицирования ансамблей создаются музеи под открытым небом, музеи-заповедники. Наиболее распространены музеи-заповедники, являющиеся частным вариантом музея под открытым небом.
В соответствии с «Положением о государственном историко-культурном музее-заповеднике» «государственный историко-культурный музей-заповедник является научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением культуры, хранителем движимых и недвижимых памятников материальной и духовной культуры народов Российской Федерации, создается в целях обеспечения комплексного изучения, сохранения, популяризации и использования в музейных и туристско-рекреационных целях недвижимых памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, архитектурную, художественную, мемориальную или иную культурную ценность, и обеспечения целостности ансамблей, комплексов памятников, исторической среды и прилагаемых ландшафтов».
Задачами музея-заповедника являются:
-обеспечение целостности архитектурных ансамблей, комплексов, исторической среды, прилегающих ландшафтов;
—создание оптимальных условий сохранения, изучения, а использования недвижимых и движимых памятников истории и культуры;
—популяризация музейными средствами культурного и природного наследия;
—изучение объектов музея-заповедника, археологическое обследование территории заповедника и его зон охраны, выявление и паспортизация объектов культурного наследия.
В целях реализации этих задач при музее-заповеднике формируются ученый совет, научно-методический совет, фондово-закупочная комиссия. Их задачами является обеспечение научной и фондовой, экспозиционно-выставочной и просветительной деятельности музея-заповедника. Областные и краевые музеи-заповедники зачастую выступают как краеведческие музеи, наиболее полно отражающие прошлое и настоящее края.
Еще одной категорией классификации музеев является определение их профиля, соответствующего профилю конкретной научной или технической, производственной или культурной, художественной или искусствоведческой дисциплины, отражаемой в деятельности музея. В соответствии с этим выделяются следующие группы музеев: исторические, художественные, искусствоведческие, литературные, архитектурные, естественно-научные, технические, отраслевые, комплексные. В эти группы входят:
—аквариум-музей - естественно-научный музей, специализирующийся на сохранении, изучении и экспонировании морской или пресноводной фауны и флоры, использующий с этой целью аквариумы, дельфинарии и океанариумы;
—антропологический музей - музей, отражающий процессы происхождения и развития человека, биологическое развитие и распространение человеческих рас;
—археологический музей - исторический музей, осуществляющий собирание, хранение, изучение и экспонирование древних вещественных источников - памятников археологии;
-архитектурный музей - музей, осуществляющий собирание, хранение, изучение, экспонирование, популяризацию произведений, связанных с историей и практикой архитектуры;
-биологический музей - естественно-научный музей, отражающий все разнообразие проявлений жизни на основе изучения, экспонирования, пропаганды биологических объектов;
-ботанический музей - вариант биологического музея, отражающий видовое многообразие, строение, жизнедеятельность, родственные связи, распространение и закономерности развития растений, эволюцию флоры, специфику растительных сообществ регионов, природных зон и ландшафтов;
-военно-исторический музей - музей исторического профиля, отражающий военную историю и развитие военного искусства;
-геологический музей - естественно-научный музей, отражающий развитие геологических процессов на Земле, содержащий коллекции геологических материалов;
-декоративно-прикладного искусства музей - художественный музей, собирающий, хранящий, изучающий, экспонирующий, показывающий произведения декоративно-прикладного и народного искусства, художествен ной промышленности, дизайна, традиционных ремесел, кустарных промыслов;
Другие статьи:
Социальное проектирование и технологии реализации проектов
Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук. Только в этом случае ...
Cвященные животные
Монотеизм древней египетской религии на взгляд современного человека имеет все черты фетишизма. Однако следует хорошо представлять, что бесчисленные изображения богов египетского пантеона - всего лишь проявление различных ипостасей единог ...
Фонд промышленных образцов. История его
возникновения
Процесс формирования фондов музея обусловливается общественным строем страны, идеологией, развитием науки, культуры.
Для решения стоящих перед музеем задач важно, чтобы фонды удовлетворяли ряду условий.
Во-первых, содержание фондов долж ...
Разделы