Возникновение глины. Представление о фаянсе, фарфоре и других материалах. Их история
Выделяются два принципиально разных вида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над глазурью. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большую температуру (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения подглазурного декора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, в связи с чем при обжиге 1100-14000С глазурь поднимается над декором и запекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор , а посуду с «подглазурным» декором можно использовать в микроволновых печах и в посудомоечных машинах. Старейшая надглазурная техника – это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-8000С.
Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором светлых тонов.
В Европе китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры.
В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.
В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И.Бетгером совместно с физиком Э.Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных. Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название «немецкие цветы», а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру, известному своей мелкой пластикой в стиле рококо [26, c. 10-12].
Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над раскрытием секретов. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где открываются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком.
Другие статьи:
Принципы диалогизации речевого общения
Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.
Первый принцип - внимание к адресату.
Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной ...
Проблема лидерства в художественных коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.
Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии.
Лидерство – один из активных способов проявле ...
«Жало» рок-культуры
Блажен человек,
который не ходит на совет нечестивых,
и не идет по пути грешных,
и не сидит в собрании развратителей.
(Пс. 1:1)
Господствующий принцип древней музыки —
ритм и мелодия.
А. Шлегель
Главной опасностью, которую несет в ...
Разделы