Социокультурные сдвиги 1990-2000- х годов
Число газет в последние 20 лет последовательно растет. Однако их тиражи в 1990-е годы постоянно и заметно сокращались. В 2000-е они начали расти и по общему разовому тиражу сегодня превысили показатели 1990 г., хотя по тиражу каждого отдельного издания пока еще не набрали прежнего уровня. Иначе говоря, рост количества изданий существенно опережал рост тиражей. Еще резче эта тенденция видна на примере журнальной продукции. Падение тиражей журналов к середине 1990-х годов было обвальным, при этом сокращалось - хотя и не столь резко- и количество журнальных изданий. Но к 2000 году начался и по сей день наблюдается рост и числа журналов, и их тиражей. Причем темпы тиражного роста в данном случае несколько выше, чем скорость увеличения числа изданий, однако сокращение журнальных тиражей за девяностые годы было настолько сильным, что до тиражных показателей 1990 г. нынешним журналам еще очень далеко. Так что и здесь побеждает тенденция ко все большей фрагментации читательских аудиторий. У газет эти аудитории более массовидные, у журналов более дробные, но тенденция к дроблению - сквозная.
Обобщая эти данные, можно сказать ровне газетных, журнальных, а особенно книжных коммуникаций в 2000-е гг. идёт фрагментация читательской публики, её дробление на все более мелкие группы и сегменты. Но подобная фрагментация захватывает и практически весь российский социум в целом, о она связана с установкой большинства населения на пассивную адаптацию к социальным переменам, когда кажется, что выживать проще « по одному», узким кругом «своих». Этот процесс составляет одну из главных особенностей российского общества и социальной жизни России последнего пятнадцатилетия. Активность коммуникаций большинства россиян с другими людьми, не родственниками, значительно сократилась практически во всех слоях населения- за исключением разве что молодёжи и россиян с более высоким потребительским статусом, то есть заведомого меньшинства. Показательно, что в стране отсутствует национальная газета или набор из нескольких подобных газет «для всех», которые бы конкурировали за самую широкую аудиторию. В ещё большей степени характерно для журналов. Функцию общего для всех канала коммуникации в настоящее время выполняет телевидение, которое с одной стороны, практически полностью огосударствленно и подчинено интересам центральной власти, а с другой - все более единообразной по жанровой сетке вещания., набору транслируемых смысловых образцов (новости, телесериалы, шоу.)Показательно, что наиболее популярная разновидность журналов в сегодняшней России- это тонкие иллюстрированные издания с фотографиями звёзд телеэкрана и подробной, аннотированной программой телепередач, фактически выступающие бумажным приложением или приставкой к телевизору.
Так или иначе, рост книжного и журнального предложения на рынке, ориентированным в последние годы по преимуществу на массовый вкус к развлечениям, заметно контрастирует с постоянными и все более значительным суждением возможностей библиотек за то же самое время.
Число общественных библиотек, их фонды и количество абонентов начиная с 1990 последовательно сокращалась.
1990 |
1995 |
2000 |
2004 |
2006 |
2006/1990 | |
Число общедо-ступных библиотек (тыс.) |
62,6 |
54,4 |
51,2 |
49,9 |
48,3 |
0,77 |
Численность читателей в них (млн) |
71,9 |
60,2 |
59,6 |
58,2 |
57,8 |
0,8 |
Особенно заметным было сокращение числа библиотек в городах, где концентрируются люди с более высоким образованием, уровнем жизни, более развитыми интересами и запросами; количество сельских библиотек за 2000-е годы даже несколько выросло, хотя и совсем незначительно.
Другие статьи:
Ранний этап развития русской культуры. Языческая
культура древних славян
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации п ...
Основные выставки и фестивали
Проводится с 1994 года в Центральном Доме Художника. «Дизайн и Реклама» –одна из самых престижных и успешных рекламно-дизайнерских выставок России, где отечественные и зарубежные компании представляют новые направления иидеи в рекламе, де ...
Возникновение ислама и его общая характеристика
Ислам ( с арабского - покорность) – это мировая религия наряду с христианством и буддизмом. Возник ислам в 7 веке н. э. в Саудовской Аравии. Последователей этой религии называют мусульманами. Число последователей этой религии в мире соста ...
Разделы