Говорящий и слушающий
Говорящий должен знать аудиторию, чтобы ввести ее туда, куда она стремится (задача); куда она, по твердому убеждению говорящего, должна стремиться (сверхзадача; о ней не сообщается, но и забывать говорящему нельзя). Кем мы представляем себе аудиторию, тем она и будет.
Умейте говорить на языке собеседника, ибо каждый способен понять только собственный язык. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и надо, поэтому знать, на каком языке предпочитают общаться наши слушатели и собеседники, знать это лучше их самих.
Пытайтесь смотреть на вещи глазами слушателя. Когда стратег хочет выиграть битву, - он воображает себя противником и с его позиций смотрит на варианты будущего сражения.
Оратор, изначально не являющийся единомышленником аудитории, не имеет права на внимание. Воздействовать – значит заинтересоваться человеком, а не пытаться заинтересовать его собой. Чтобы стать другом, – достаточно заинтересоваться другим. А чтобы стать тяжким бременем, - достаточно постоянно рассказывать о себе.
Надо иметь уважать себя и слушателей. За слепцами не идут, у новичков не учатся, заболевший сам едва ли излечит другого. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль), а значит, надо обладать тем, к чему призываешь слушателя и ведешь его.
Воздействовать на других способен лишь тот, кто умеет импровизировать и воздействовать на себя.
Обращение к слушателю – это обращение к его достоинствам. Найти и подчеркнуть хорошее в собеседнике – значит найти собеседника. Говорящий старику о его мудрости приобретает друга, говорящий ему о средстве от облысения не найдет в нем и покупателя.
Направляет мнение собеседника тот, кто их знает.
Чтобы понять человека, надо уметь его читать: лицо, жесты, одежда – кладезь информации о слушателе. Читать человека – значит предвосхищать его речевые поступки и направлять реакции, чтобы он захотел услышать именно то, что вот-вот скажет говорящий. Чтобы слушатель испытал сильное чувство за него: черное виднее на белом.
Необходимо знать то, что авторитетно для аудитории, и не предлагать Евангелие мусульманам, а Коран иудеям. Лучшая цитата – удачные слова собеседника или друга; лучший вывод – тот, который дается при опоре на его слова, и для него уже не важно, противоречит он им или нет.
Другие статьи:
Хеллоуин
Хэллоуин имел огромное значение, в это время с помощью ритуалов прощались со старым, плохим, ненужным и встречали новое. Древние англичане в дар богам природы приносили яблоки, осенние овощи, цветы, оставляли их под деревьями или зарывали ...
Социальное проектирование и технологии реализации проектов
Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук. Только в этом случае ...
Следствия грехопадения и творческий дар в человеке
Добродетель – госпожа таланта.
Талант – слуга добродетели.
Если в доме нет хозяина и всем распоряжается слуга,
то разве не воцарятся в нем бесовщина и помрачение?
Хун Цзычэн
К тому и служат искусства,
чтобы дать возможность познания ...
Разделы