Понятие о ЗАО «Гжель»
Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективом. Гжельский промысел - это промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свой современный художественный стиль, имеющий художественную школу, кадровое образование и являющийся частью культурного достояния России.
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.
Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизнеуклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.
Начало XIX века - эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.
На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора.
В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д. Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика".
Под его руководством и с участием художницы Н.И. Бессарабовой была разработана подглазурная мазковая роспись кобальтовой краской с теневой росписью на фарфоре. В разработке участвовали гжельские живописцы: Т.С. Дунашова, Т.С. Еремина, М.С. Манайкина, М.С. Толпегина. В послевоенные годы - Турыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора. С 1946 по 1970-е годы коллектив пополняется профессионала художниками: Л.П. Азарова, Петров В.А, З.В. Окулова, А.Н. Федотова которые совершенствуют формы и роспись, вводя в роспись сюжеты, цветочные композиции, архитектурные мотивы, совершенствуются технологии [19, c.62-63].
Возрождение Гжели как народного керамического центра началось в 40-ые годы XX века на предприятиях впоследствии вошедших в ЗАО «Объединение Гжель». Многолетние усилия коллектива Научно-исследовательского института художественной промышленности РФ и артелей «Вперед, керамика» (ныне ЗАО «Объединение Гжель») и «Всекохудожник» увенчались созданием стиля росписи бело-синего фарфора подглазурным кобальтом с мазковой росписью тонов и полутонов, получившим в 80-ые годы ХХ века всемирную известность. В 1967 г. Турыгинскому заводу художественной керамики присвоен статус народного художественного промысла (НХП). За создание стиля группе выдающихся художников ПО «Гжель» в 1978 году была присуждена Государственная премия РФ им. Репина, а за создание научных основ технологии и внедрение в серийное производство художественной керамики Гжель в 1991 году Указом Президента СССР группе специалистов присуждена Государственная премия СССР. Именно этот бело-синий фарфор ассоциируется со словом – Гжель.
В 1972 году на базе существующих производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано Производственное Объединение "Гжель". Генеральный директор - Герой Социалистического Труда В.Логинов. В соответствии с Постановлением Правительств "О развитии народных художественных промыслов" создана материально - техническая база, что дало возможность творческого расцвета художественного фарфора и керамики. Был создан современный Гжельский стиль гжельской продукции на с использованием синей кобальтовой подглазурной краски. Коллектив ЗАО "Объединение Гжель" развил и усовершенствовал, унаследованные традиции и технологии; специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из фарфора, майолики.
Другие статьи:
Познавательное значение
Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности бу ...
Менталитет японской культуры
В.Овчинников в книге «Ветка сакуры» подробно рассматривает взаимосвязь японской культуры, природы страны и национального менталитета. Тема это далеко не новая. Достаточно вспомнить курс лекций В.О.Ключевского, где он говорит о том, что на ...
Оценка современного состояния памятников истории и
культуры
Российское культурное наследие представляет уникальную ценность для народов Российской Федерации и являются важнейшей неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Сохранение и пропаганда этого наследия является залогом туристской ...
Разделы