История клетки

Информация » Предметы традиционной одежды и народных промыслов народов Британских островов и их современное применение » История клетки

Страница 1

Практически невозможно установить, что является первым упоминанием о тартане в литературе: ранние источники содержат достаточно скудные и неопределенные данные на этот счет.

Наверное, самое раннее упоминание о тартане относится к 1471 году в документе, который перечисляет покупки двора короля Джеймса III. (12)

Вряд ли старинные тартаны были такими же яркими как современные. Ткацкое мастерство все же было не настолько развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностях растениями, из которых и делали краску для ткани. Когда появились искусственные краски, то и цвета тартанов стали более яркими и разнообразными. Поэтому, по видимому, и появились тартаны, изначально относящиеся к определенной местности или клану. Иногда ветви одного клана, чтобы показать свою индивидуальность и отличие от соседних ветвей клана, вставляли в свой тартан полоску другого цвета. И таким образом, их тартан показывал одновременно и их родство с главным кланом и свою индивидуальность.

Стоит отметить, что первоначально одежду из тартана носили в основном горцы в качестве повседневной. Первые упоминания о чем-то, похожим на клановый тартан, появляются в 1587 году. Хотя каких-либо других документов о существовании клановых тартанов до 1746 года нет. Поэтому многие считают, что клановые тартаны появились во времена якобитских войн. Но, очевидно, это не так. В некоторых письменных документах более раннего периода упоминается, что, например, население разных районов и островов носили каждый свою расцветку. Т.е. по расцветке тартана можно было определить, из какой местности пришел человек или к какому клану он принадлежит. (1)

После окончательного поражения якобитов в битве при Каллодене в 1746-м году английское правительство, пытаясь искоренить шотландский дух, издало акт, запрещающий ношение тартана. И хотя этот акт был отменен в 1782 году, горцы уже привыкли к другой одежде и не проявили особого энтузиазма к возврату ношения тартана. К тому же многие ткачи, помнившие расцветки тартанов и умевшие их ткать, уже умерли.

Тартан, казалось бы, ушел безвозвратно в прошлое. Но некоторые истинные патриоты собирали по крупицам всю оставшуюся информацию о тартанах. И именно благодаря им сегодня существуют, пускай и немногочисленные, настоящие тартаны.

В 1822 году король Джордж IV посетил Эдинбург, и вождей кланов пригласили посетить проводимые у короля собрания знати. По регламенту они должны были быть одеты в свои клановые тартаны. Не смотря на то, что большинство вождей не откликнулось на эту просьбу, некоторые пришли. И сразу же тартан поднялся на пик популярности. Даже многие семьи из Лоулэнда, которые никогда и не носили тартан и ненавидели горцев, вдруг стали гордыми обладателями фамильных тартанов. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорджа IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов. Всплеску тартанов способствовало и заявление королевы Виктории, племянницы Джорджа IV, о том, что только люди, одетые в свои тартаны, будут приглашаться и допускаться на королевские обеды и балы. Даже на юге, в Англии, дворяне стали искать родственные связи в Шотландии и пытались приобрести свой собственный тартан. (15)

У портных появилось много работы по "поиску" семейных тартанов. В результате много тартанов, которые потом называли старинными, были придуманы в это время. Двое дворян, известных как братья Собески-Стюарт и которые заявляли, что они внуки Принца Чарли, снабдили многих вождей кланов деталями их тартанов, заявляя, что они были получены из старинного манускрипта 16-го века. Но когда их попросили показать этот манускрипт, они не смогли этого сделать, что породило сомнение в достоверности их информации. И тогда эти братья опубликовали книгу про тартаны, но это было не чем иным как подделкой.

Тартаны, которые используются сегодня, можно назвать старинными только потому, что они уже существововали 100 лет назад. Во второй половине 19-го века было опубликовано много книг с описанием тартанов и их изображениями, в которых авторы утверждали о подлинности и древности изображенных тартанов. Отличить настоящие от придуманных становилось все труднее и труднее. К концу 19-го столетия было изобретено много новых тартанов, но притязаний на старинное происхождение уже не поступало.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности духовной культуры средневековой Руси
Для русской культуры, как и для европейской культуры в Целом, христианство стало одним из главных ориентиров. Оно обеспечивало преемственность русской истории, духовной жизни Русского общества. Древнерусское искусство развивалось в общем ...

Древнеславянская культура
На протяжении всего 1 тыс. н.э. праукраинские земли продолжали оставаться ареной Великого переселения народов. Сокрушительными для местной культуры лавами прокатывались нашествия аланов, готов, гуннов, аварцев булгаров. Они заставляли кор ...

Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
К этому времени эпоха Просвещения уже “навеяла человечеству золотой сон” о том, что светлый разум, свобода и справедливость должны восторжествовать, если вокруг этой идеи сплотятся люди, открытые знанию о мире и самому миру. Уже в прошлом ...