Материальная и духовная культура
Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными – они задуманы и созданы человеком как творцом.
Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек – не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.
Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.
Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты – это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.
Материальная культура, в другом понимании, — «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества».
В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда — от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.
Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).
Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
Другие статьи:
Очерки по истории русской культуры
Второй том «Очерков по истории русской культуры» П.Н.Милюкова посвящен развитию «духовной»стороны русской культуры.
Очерк по исследованию истории религии освещает положение и роль русской церкви в жизни общества.
В первые века своего су ...
Фестиваль как фактор экономического развития
Фестиваль как престижное явление культурной жизни, как и другие учреждения культуры и искусства, оказывается включенным в сложные процессы функционирования местной экономики, являясь важным фактором ее развития. Такое взаимодействие сферы ...
Варианты изделий
оригами
Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности ...
Разделы