Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность
Надо стремиться к любви и счастью, к покою души, к комфорту тела. Поскольку смерть неизбежна, а бессмертие души проблематично, не стоит из-за догм веры жертвовать полнотой жизни. Нельзя быть жестоким ни к другим, ни к самому себе. Жизнь обязательно включает страдание, не следует его умножать искусственно, но не следует его страшиться, жить по таким правилам – это значит жить достойно человека, считает Монтень.
Скептицизм Монтеня не означал принижение разума, или атеизма. В Бога Монтень верил, но знания божественных истин не допускал. Дела веры выше разума, вера вне разума, а философия не служанка теологии, но самостоятельное знание. Разум человека могуч и велик. Разум выше авторитетов и догм церкви, выше обычаев. Но разум не всемогущ. С одной стороны, разум ограничен верой. С другой стороны, разум ограничен органами чувств. Познание человека ограничено эпохой, полно заблуждений и устоявшихся мифов и предубеждений.
Во главе «Апология Раймунда Себундского» высказана идея разумного скепсиса. Суть её в том, что, несмотря на ограниченность разума, другого пути для науки нет. Разум всё проверяет, и себя самого. Постоянно сомневаться в знаниях – нормальное состояние ученого. «Что я знаю?» - вот лозунг Монтеня. Знание – всегда процесс, а не догма. Сомнение должно пронизывать человека.
Другие статьи:
Синагога Часовой башни
Синагогой Часовой башни принято называть ашкеназийскую синагогу, находящуюся напротив главного рынка в четырехэтажном большом здании, отличительной особенностью которого является часовая башня. На ней большие солнечные часы и двое электри ...
Художественное выражение сентиментальных направлений в живописи во второй
половине XVIII в
Произведения культуры Просвещения свидетельствуют, что во второй половине XVIII в. европейское искусство представляло собой сложную картину. Рококо ещё продолжало существовать; если оно и не было так широко распространено, как в предыдущи ...
Социокультурные проекты в области художественной культуры
Проблемы формирования художественной культуры уже несколько десятилетий находятся на переднем крае теории и практики художественного воспитания. И тем не менее исследования последних лет дают довольно противоречивую картину. С одной сторо ...
Разделы