Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность
Надо стремиться к любви и счастью, к покою души, к комфорту тела. Поскольку смерть неизбежна, а бессмертие души проблематично, не стоит из-за догм веры жертвовать полнотой жизни. Нельзя быть жестоким ни к другим, ни к самому себе. Жизнь обязательно включает страдание, не следует его умножать искусственно, но не следует его страшиться, жить по таким правилам – это значит жить достойно человека, считает Монтень.
Скептицизм Монтеня не означал принижение разума, или атеизма. В Бога Монтень верил, но знания божественных истин не допускал. Дела веры выше разума, вера вне разума, а философия не служанка теологии, но самостоятельное знание. Разум человека могуч и велик. Разум выше авторитетов и догм церкви, выше обычаев. Но разум не всемогущ. С одной стороны, разум ограничен верой. С другой стороны, разум ограничен органами чувств. Познание человека ограничено эпохой, полно заблуждений и устоявшихся мифов и предубеждений.
Во главе «Апология Раймунда Себундского» высказана идея разумного скепсиса. Суть её в том, что, несмотря на ограниченность разума, другого пути для науки нет. Разум всё проверяет, и себя самого. Постоянно сомневаться в знаниях – нормальное состояние ученого. «Что я знаю?» - вот лозунг Монтеня. Знание – всегда процесс, а не догма. Сомнение должно пронизывать человека.
Другие статьи:
Основные компоненты культуры
Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельн ...
Роль латинского языка
Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителе ...
Искусство оригами как
возможность развития математических способностей детей
Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в ...
Разделы