Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность
Таким образом, человек уникален как телом, так и душой. Душа и тело человека неразрывно слиты. Следовательно, недопустимо дробление личности на душу и тело. Для Помпонацци существует Бог и божественное Провидение, и Бог ответственен за зло, творящееся в мире. В мире существует природная необходимость и Бог не должен ей мешать. Значит, зло существует ради блага вселенной. Зло – часть гармонии целого, зло носит частный характер, и Бог, в конечном счете, не ответственен за зло. Бог есть безличное начало, являющееся гарантом природного закона.
Никколо Макиавелли – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления обогащения любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.
Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Философ приходит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали и поведения, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь должен руководствоваться «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы.
Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали для достижения политических целей, использующие антигуманитарные средства для достижения цели, получили название макиавеллизма. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.
Мишель де Монтень – французский дворянин, мэр города Бордо. Монтень придерживался философии скептицизма, которая, ему казалось, полнее отражает дух эпохи, где познание истины все чаще относили к числу человеческих самообманов, и где не было господства ни одной философской системы. Основная Монтеня – «Опыты» - осталась его единственным шедевром, который он переделывал от издания к изданию всю жизнь.
Монтень хотел приблизить философию к человеку и его проблемам, к жизни в целом. Философия учит свободе; человек свободен тогда, когда следует законам природы, потому что он – природное существо. Человек – часть природы. Сам себя человек считает венцом творения и любимцем Бога.
Однако этот антропоцентризм, по мнению Монтеня, никак не подтверждается. В человеке есть искра разума – искра Божия, но это не костер. Человек чаще ошибается, чем познает истину. Величие человека скорее в том, чтобы осознать себя не господином, а частью природы, частью всего живого, существующего в гармонии с миром. В центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль.
Другие статьи:
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенн ...
Абстракционизм
Другое заметное направление модернистской живописи, архитектуры и т.д. – абстракционизм (абстрактивизм, абстрактное искусство – от лат. abstraktio - отвлечение). Абстрактивизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлеч ...
Язык общения
Достоинства человеческого почерка считались прямым отражением его характера. В школе на уроках письма японские дети постигают азы каллиграфии и одновременно приобщаются к искусству, ведь иероглифическое письмо, которое японцы когда-то при ...
Разделы