Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

Информация » Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения » Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

Страница 1

Рассмотрим общие характеристики потребности как явления, которые связаны с индивидуальной жизнедеятельностью человека. Духовные и материальные потребности – это явления человеческой психики. Современная наука, доказывая биогенность ряда потребностей человека, называет их «витальными», призванными обеспечить его индивидуальное и видовое существование.

Биологические, или витальные, потребности являются основой материальных «квазипотребностей» (т.е. производных от первых). А квазипотребности уже трансформируются в соответствующие потребности человека как социального существа – в пище, в одежде, в жилище. Конкретный же характер этих потребностей, размеры и способы удовлетворения являются уже результатом конкретного общества. Витальные потребности показывают объективную связь человека с природой и зависимостью от неё.

Объективной является и зависимость человека от общества. Вне общества не могут формироваться ни сознание, ни язык, ни вся совокупность качеств человека как личности. Окружающий предметный мир, уровень производства и развития общества навязывают социально-предметную программу, которая с младенческих лет усваивается индивидом. Но находясь в одном и том же обществе, люди по своим чертам характера, по отношению к окружающей действительности, по своим потребностям существенно отличаются друг от друга. Следовательно, не только социальная среда определяет формирование личности, но и её индивидуальные особенности.

Видов классификации потребностей много. Наиболее простым является деление потребностей на две основные группы:

- потребности физического существования;

- потребности социального существования.

Какие же из них наиболее важные? Существуют различные точки зрения. Одни считают, что человек – существо социальное, а это качество отличает его от других существ животного мира. Поэтому на первое место ставят потребности социальные. Но этот подход уводит в сторону от многих реальных проблем. Прежде всего, игнорируется тот факт, что человеческое существование связано с природой, что существует объективная зависимость человека от природы.

Американский психолог А. Маслоу считает, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы поведения человека, такие как стремление к свободе, к знанию, ощущение общности, уважения, любовь и т.п. Фундаментальной потребностью является и потребность в безопасности. В её основе лежит инстинкт самосохранения. Многие философы, такие как Т.Гоббс, Д.Локк и другие, считали, что возникновение государства связано с проблемой безопасности людей. Значительным вкладом в проблему потребностей является теория Абрахама Маслоу. С его точки зрения, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста. Люди обладают свободой, которая ограничена только внешними физическими и социальными воздействиями. Маслоу разделил все потребности на пять групп:

- физиологические потребности – основные и наиболее сильные из всех потребностей человека (в еде, сне, любви и т.д.);

- потребности безопасности и защиты – основные потребности, которые мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения;

- потребности в принадлежности и любви – потребности, которые мотивируют человека к близким взаимоотношениям с людьми;

- потребности в самоуважении – потребности, которые мотивируют искать признания и уважения других людей;

- потребности в самоактуализации – потребности, которые мотивируют человека к личностному росту.

Представляет интерес и типология потребностей, автором которой является Генри Мюррей. В этой типологии потребности классифицируются по четырем основаниям:

- первичные и вторичные;

- позитивные и негативные;

- явные и латентные;

- осознанные и неосознанные.

На основе этого Г.Мюррей выводит 20 потребностей: в самоунижении, достижении, в аффиляции, агрессии, автономии, противодействии, защите, уважении, доминировании, эксгибиции, в избегании позора, в избегании ущерба, опеке, порядке, игре, отвержении, чувственных впечатлениях, сексе, поддержке, понимании.

Данные потребности существуют в трех состояниях:

- рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;

- внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;

- активном, когда потребность определяет поведение индивида. В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Туризм на охраняемые природные территории может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия. Он генерирует финансовые ресурсы за счет взимания платы за вход и обслуживание, отчисления налогов в местный бюдже ...

Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры
Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он вперв ...

Международные организации в системе Всемирного культурного наследия
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием ...