Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 4

Это видно на незаконченных частях рисунка, где поверхность заштрихована пересекающимися линиями, но образованные ими квадратики не заполнены краской. Преобладает плоскостной размыв краски одного цвета, но иногда встречаются слабо выраженные следы оттенения и моделировки объемов.

По содержанию живопись Синганпура распадается на охотничьи сцены, на изображения групп людей, отдельных крупных животных, рептилий и примитивных идеографических знаков (письмена-картины). Из животных встречаются бизоны, быки, слоны (или, быть может, мамонты), олени, лошади, лани, кабаны, медведи, носороги, тигры и кенгуру.

Непосредственность, удивительная жизненность и одушевленность изображений животных, живость передачи сцен, основанные на меткости наблюдения и остроте восприятия, производят большое впечатление. Чувствуется вдохновение и глубокая заинтересованность в передаче волновавших человека событий. Рисуя опасные и трагические ситуации, столкновение людей с дикими животными, поражение зверей оружием или гибель человека, автор - сам охотник - в своем сопереживании событий стремился к правдивости и эмоциональности их воспроизведения. Не умея обобщать, он точно передавал детали, динамичность сцен и движения животных и людей.

На одном рисунке медведь обхватил лапами человека, другой охотник пытается спасти его, нападая на зверя сзади с дубиной в руках. На других рисунках тигр уносит человека, лежат убитые и раненые, охотники с копьями преследуют быка, охотятся на слонов (или мамонтов).

Необыкновенно живо и точно изображена ползущая ящерица (ил.6) с гибко изогнутым туловищем и хвостом или распластавшаяся на месте, но с энергично шевелящимися лапками.

Важно и интересно изображение самих людей, которые, к счастью, занимают важное место в живописи Синганпура. Непосредственный рассказ древнего человека о самом себе внезапно приоткрывает завесу десятков тысячелетий.

Как правило, изображения человека схематичны, условны, малохудожественны и не идут ни в какое сравнение с превосходными образами животных, которые удивительно выразительны, отличаются точностью и мастерством передачи форм и движения. Но отдельные фигуры людей в синганпурской живописи раннего периода, несмотря на отсутствие линейной прорисовки деталей, впечатляют уже своими силуэтами. Выразительно изображен человек, стоящий в позе кулачного бойца, готового к нападению (ил.7). Его ноги твердо расставлены, левая рука выдвинута вперед, правой он замахивается, отведя кулак к плечу. Эта коренастая фигура с короткой сильной шеей впечатляет своей суровой силой, твердой решимостью. Умело нарисована группа, где представлены жестикулирующая фигура в платье наподобие длинного, почти до пят мешка, рядом стоящий подросток, тоже с поднятыми вверх руками, и человек, держащий трезубец. Высота этих фигур невелика, около 25 см.

Художественный уровень искусства наивного первобытного реализма очень высок сравнительно с примитивностью породившего его общества каменного века. На этой ступени палеолита древний человек выразил, уже в эстетической форме, свое познание природы, особенно животного мира, поскольку именно охота давала ему средства к существованию.

По характеру трактовки образов животных син-ганпурские рисунки в общем подобны живописи пещеры Фон-де-Гом (во Франции) и еще ближе рисункам в Когуле (в Испании) периодов солютре и мад-ленского, то есть периоду позднего палеолита и его конца.

На одном из рисунков в Синганпуре прекрасно исполнено изображение юной лани, стоящей в грациозной позе с вытянутой шеей. Несмотря на то что линия контуров и внутренняя прорисовка туловища вовсе отсутствуют, изящество этого животного, выражение кротости и даже нежности нрава переданы превосходно.

Уверенно и свободно нарисована бегущая лошадь (ил. ю). Ее корпус вытянулся в быстром, но плавном движении. Объемность выражена слабо, но все же чувствуется, что формы намечены не энергичными контурами, как, например, у бизонов, изображенных в известной пещере Альтамиры в Испании, а мягкими очертаниями. Объемность туловища лишь слегка подчеркнута продольными светлыми линиями чуть ниже хребта и под брюхом, слегка высветлены часть крупа и ноги. Легкая черная контурная линия сохранилась только под горлом и мордой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Православный храм как памятник и хранитель русского искусства
Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством и благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас ...

Особенности драматургии массовых театрализованных представлений
Драма (греч. dráma, буквально — действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой;). Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтен ...

Точность речи
Точность речи – это максимальное соответствие тому содержанию и той форме, которые были запланированы говорящим и объективно характеризуют предмет и явление. Это умение представить предмет, действие и признак с максимальной полнотой без д ...