Первобытное искусство Индии
Для накопления дождевой воды устраивались водоемы. Вместо кварцита, которому отдавалось предпочтение в палеолите, теперь употребляется более твердый и вязкий черный трапп, залежи которого в Декане огромны.
На Юге керамика неолита была еще грубой, сформованной от руки, обычно серого цвета без лощения (которое появляется позже). В Брахмагири в нижних слоях раскопок помимо грубой керамики был обнаружен другой ее тип - с нарезным орнаментом и росписью, который считается привозным с северо-запада Индии. Датируется эта керамика 10 веком до н.э. и позже. На Севере неолитическая керамика, сделанная от руки, сменилась сформованной на гончарном круге и расписанной красками.
Среди изделий из камня на Юге найдены изображения фаллоса, культ которого четко прослеживается в Цивилизации долины Инда в 4-2 тысячелетиях до н.э.
Единственными деревянными предметами неолита являются колотушка и гребень, обнаруженные в Гунтакале (штат Карнатака, на восток от Беллари).
Для эпохи мезолита, предшествовавшей неолиту, характерна выделка микролитов - миниатюрных изделий главным образом из кремня, а также халцедона и других полудрагоценных камней. Они имели геометрические формы, и одни служили наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, роговых и деревянных рукоятках, другие применялись для серпов. Самые тонкие из них были иглами или шильями. По типу они близки к подобным изделиям западно-каспийской мезолитической культуры. Однако мезолит в Индии изучен мало.
Культура „геометрических микролитов" распространена на территории, которая тянется в виде удлиненного овала начиная от Бомбея (штат Махараштра) на юго-западе и захватывает местность при слиянии Джамны с Гангом (штат Уттар-Прадеш) на северо-востоке. Здесь появляются мегалитические памятники из огромных камней: дольмены, у которых два камня, поставленные на ребро, перекрыты плитой, иногда более трех тонн весом, и менгиры - столбообразные камни, врытые вертикально в землю. И те и другие связаны с культом мертвых. Мегалитическая культура на Юге Индии совпадает с железным веком и датируется примерно начиная с 3 тысячелетия до н.э. Мегалитические захоронения в Брахмагири обычно обнесены большими, поставленными на ребро плитами, перекрытыми плоской массивной крышкой. Они окружались положенными на землю крупными камнями, иногда сложенными в виде многоярусной кладки из отесанных небольших камней, близких по форме к кирпичам, но неодинаковых размеров. Такая обкладка воздвигалась до уровня перекрытия могильника и имела вид низенького кургана. Диаметр его основания бывает около 3,5 м. Некоторые ученые считают, что такой тип погребения является источником формы полусферических буддийских погребальных ступ (содержащих внутри реликварную камеру), сохранившихся с 5-4 веков до н.э.
В Чинглепуте мегалитические захоронения производились в каменных гробах правильной формы, с ровными стенками и полукруглыми концами, иногда в них помещали по нескольку гробов. Вокруг захоронение обкладывалось продолговатыми камнями. Встречаются богатые погребения со многими предметами и бедные, принадлежавшие членам родовой общины.
К несколько более позднему времени железного века в Чинглепуте относятся захоронения в саркофагах и урнах, помещаемых в пещерах.
В эпоху позднего палеолита, возможно, и несколько раньше, возникли примитивные формы религии: магия, тотемизм, вероятно, и анимизм, а также почитание женщины-прародительницы, откуда развился культ богини-матери, богини плодородия. Появились примитивные танцы, основанные на передаче движений трудовых процессов - охоты, земледелия - и военных упражнений и получившие ритуальное и развлекательное значение. Пение возникло в связи с ритмами этих процессов.
Таким образом, искусство закрепляло достижения трудового опыта и помогало организации коллективного труда. В живописи и скульптуре человек, выражая свои представления об окружающем мире и тем самым углубляя их, развивал свое познание реальной действительности и свой духовный мир.
Человека каменного века привлекали украшения, находки которых в Индии относятся к неолиту и даже к мезолиту; среди них встречаются бусинки, подвески, диски, красивые браслеты, некоторые вырезаны из раковин, некоторые сделаны из других материалов, иногда раскрашены. Найдены также игрушки в виде мраморных шариков, повозочек, фигурок животных и людей.
Другие статьи:
Заключительная часть. Краткие выводы
Со времени появления Шаляпина в русской национальной вокальной школе твердо установились взгляды на оперное искусство как на искусство синтетическое, где пению отводится роль одной из составных частей. С победой русской музыки и русского ...
Композиция
Однако наиболее важной работой Перова этого периода явилась картина “Последний кабак у заставы” (1868) – одно из крупнейших произведений и в его творчестве, и в русском искусстве.
В картине “Последний кабак у заставы” пейзаж сливается с ...
Проблемы египетских жрецов в осмыслении смерти фараонов
Обожествление фараонов создало для жрецов довольно сложную проблему, связанную с выяснением вопроса о его смерти и погребении. В качестве человека фараон мог умереть, и ему полагались торжественные, но все же обычные гробница и ритуал пог ...
Разделы