Виа Долороза
Если православная церковь делает основной акцент на Воскресении Иисуса, то католическая на первый план выдвигает Его страдания, как наиболее важный элемент иерусалимской части Евангелий. Крестоносцев не могли удовлетворить сдержанные рассказы о казни, имеющиеся в Новом Завете, в которых события, фактически, распадаются на два эпизода: осуждение в помещении римской Претории и распятие на Голгофе.
Им нужно пространство страданий множество мест, где Он принимал муку за нас. Этого требовала также традиция католических театрализованных шествий с избивающими себя флагеллантами как основное средство мощного эмоционального давления на массы, создания атмосферы религиозной экзальтации.
В каждом городе Запада была своя "дорога страданий", по которой проходил маршрут этих процессий - модель той, главной, иерусалимской. Теперь же появилась возможность создать оригинал. Конец пути известен. Местонахождение Голгофы и могилы Иисуса определено еще в IV в. св. Еленой и не подлежит ни малейшему сомнению. Иное дело начало! Неясно, где именно находилась Претория, внутренняя городская крепость, в которой размещался римский гарнизон. В источниках нет ни звука о том, чтобы римляне сами строили что-нибудь для этого - значит, использовали одно из уже существовавших укрепленных мест. Например, огромный дворец Ирода, находившийся в наиболее высокой части города, рядом с цитаделью, позже названной христианами Башней Давида. Окруженный высокой стеной с башнями, комфортабельный и безопасный, он вполне мог служить резиденцией прокуратору во время его редких наездов в Иерусалим. Так и считалось в византийский период. При Юстиниане даже пробовали начинать оттуда пасхальные шествия к Голгофе, но затем вернулись к более раннему маршруту от Гефсиманского сада через Кидрон, восточные ворота (Гефсиманские) и далее почти через весь город к церкви Гроба Господня. Этот путь проходил мимо места, где находилась еще одна крепость Ирода, Антония, предназначенная для военного контроля над Храмовой Горой. Весьма удобное место для прокуратора: из своего окна он мог видеть бесчисленные толпы иудеев, пришедших к Храму, и точно выбрать момент, чтобы подать сигнал для их разгона. В эпоху Иерусалимского королевства пасхальные шествия изменили свой характер. Место медлительного и торжественного православного ритуала заняли эмоциональные и мрачноватые католические церемонии. Протяженность их пути сократилась, против прежней почти вдвое. Вместо Гефсиманского сада он начинался у новоопределенной Претории, откуда продолжался до церкви Гроба Господня по прежнему маршруту. Новые элементы представлений появились в XIII в., уже после потери крестоносцами Иерусалима. В это время возникло понятие Остановки - места, где произошел тот или иной эпизод казни, евангельский или из устного предания. На первых порах их количество было довольно велико (21), затем неоднократно менялось, то уменьшаясь, то увеличиваясь, пока в XVII в. не остановилось на числе 14.9 остановок находятся на VIA DOLOROSA, последние 5 внутри церкви Гроба Господня.
Скорбный путь начинается от Львиных ворот, рядом с которыми стоит католическая церковь святой Анны - матери Девы Марии, основанный во времена крестоносцев (ХII в) на месте предполагаемого рождения Святой Девы. Подземные помещения монастыря сохранились с более древних времен. По преданию, на этом месте Анна произвела на свет Святую Деву.
Перечислим остановки:
1. Осуждение
Первая остановка на Скорбном пути Христа скрыта во дворе медресе Эль-Омария - здесь Христос был осужден на смерть. Именно здесь был расположен римский преторий с башней Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат судил Христа. Отсюда каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие с несением Креста, чтением отрывков из Библии и песнопением. Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона.
2. Бичевание.
На площади перед Преторией Пилат предлагает толпе выбор между Иисусом и Варравой, умывает руки, здесь же происходит избиение, надевание тернового венца и багряницы, положение креста на спину Иисуса. Теперь здесь находятся часовня Осуждения и монастырь Бичевания.
3. Первое падение.
В Евангелиях нет ни одного падения, на VIA DOLOROSA их три, каждое имеет свои нюансы. Первое происходит по физическим причинам: от боли и тяжести креста. Теперь за железной оградой стоят две гранитные колонны, сохранившиеся со времен крестоносцев.
4. Встреча с матерью.
В Евангелии от Иоанна это было на Голгофе, в остальных отсутствует вовсе. Простой, откровенный, сильный своей эмоциональной прямолинейностью эпизод. На этом месте стоит церковь Богоматери-великомученицы.
5. Симон из Киераники помогает нести крест.
В Евангелии он, собственно, и несет крест на Голгофу. Здесь солдаты заставляют его помочь Иисусу в начале долгого подъема. Здесь стоит церковь. Справа от церкви в стене выделяется большой камень, в котором есть углубление. Согласно христианской традиции, это след руки Иисуса.
Другие статьи:
Обычаи, обряды, верования
Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса (крупнейшего скифского философа.— К. Ч.} и потом Скил ...
Канон в искусстве
Фантазия, лишенная разума, порождает чудовище.
Ф. Гойя
Фантазия – это своего рода такой паровик,
что дай Бог только, чтобы котел не лопнул.
И. А. Гончаров
Существует распространенное суждение, что Церковь и творчество находятся в неп ...
Содержание картины
Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композицион ...
Разделы