Японское общество
Япония — одно-национальная страна Японцы составляют более 99% ее населения. По расовому облику, достаточно однородному, японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной расы.
Из небольшого числа национальны? меньшинств, имеющихся в стране, наиболее многочисленны корейцы — около 600 тыс. человек. Они были ввезены в Японию в качестве рабочей силы в годы второй мировой войны и расселены в городах Центральной и Южной Японии. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и отчасти в других округах, проживает около 16 тыс. айнов. Официально считаясь ран попранными гражданами Японии, и; практике айны подвергаются дискриминации. Поэтому основная часть айно) стремится скрыть свою национальную принадлежность и максимально у под о биться по образу жизни японцам, раствориться среди них. Большая часть молодежи говорит по-японски, айнский язык помнят только старики. Такая ситуация сложилась в течение последних десятилетий, а и начале XX в. айны еще полностью сохраняли спой уклад жизни, язык, духовную и материальную культуру.
Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве аттракциона для туристов, чем зарабатывает себе на существование часть айнского населения.
Среди отдельных этнографически: групп большим своеобразием диалекта и некоторыми особенностями культуры (народным костюмом, обычаями), особенно прочно сохраняющимися в сельской местности на отдельных островах отличаются жители Рюкю. В средние века они представляли особую народность со своей государственностью, а сейчас влились в японскую нацию в качестве ее особой этнографической группы, которая, в свою очередь, делится на ряд более мелких подгрупп соответственно отдельным группам островов архипелага. Этнографическим своеобразием, особыми обычаями отличается и крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии. В этом отразилось влияние, как расчлененного рельефа страны, так и ее многовековой феодальной раздробленности.
В основу обще японского государственного стандартного литературного языка (кокуго, или хёдзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио. Этим языком сейчас владеет почти каждый японец. В то же время в стране имеются три большие группы диалектов, распадающихся на множество говоров. Каждый из диалектов имеет значительные фонетические и лексические особенности и па слух малопонятен носителям других диалектов. Сфера употребления диалектной речи ограничена семей побитовым общением и неуклонно сужается.
Система современной японской письменности очень сложна. Ее основу составляют китайские иероглифические знаки, каждый из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записываются как заимствованные слова китайского происхождения (большей частью составленные из двух и более знаков), так и корни собственно японских слов. Таким образом, каждый знак имеет одно или два китайских чтения (измененных по законам японской фонетики, но восходящих к тем древнекитайским диалектам, из которых заимствовано включающее данный знак слово) и одно или несколько близких по значению исконно японских чтений. Какое из чтений следует выбрать в каждом конкретном случае, следует из контекста. Первоначально китайскими знаками пользовались для письма на древнекитайском языке, который долгое время был основным письменным языком для текстов делового и научного содержания, подобно латыни в средневековой Европе. Для записи исконно японских текстов, первоначально мифов и песен, использовались так же китайские знаки, но уже сообразно не их значению, а звучанию, т. е. каждый знак использовался для записи одного слога в собственно японском слове. Упрощаясь и изменяясь, слоговые знаки составили японскую слоговую азбуку «кана», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах — округлом (хирагана) и угловатом (катакана). И современном японском тексте корни большинства слов пишутся иероглифами, грамматические окончания и служебные слова — «хираганой», заимствованные слова европейского происхождения — «катаканой», хотя встречаются и тексты, почти сплошь написанные «хираганой».
Другие статьи:
Виды первобытного искусства
Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить ...
Роль женщины и мужчины в японской семье
Японская женщина живет в обществе, в котором внешне доминирует мужчина. Но создать сердцевину общества помогла она сама. В этом виноваты ее тяга к согласию, склонность к компромиссам, к объединению противоположных взглядов, тонкое чувство ...
Особенности древнеегипетской культуры. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера
Проблемы, связанные с формированием и распадом древних культур всегда будут актуальны для современного человека. Эти проблемы тесно связаны с коренными вопросами философии культуры: причины возникновения культуры, обусловленность ее форм ...
Разделы