Хлудневские сопелки и гремотухи

Информация » Промыслы русской художественной керамики » Хлудневские сопелки и гремотухи

Деревня Хлуднево стоит в логу, сразу не увидишь. Все в деревне Хлуднево из глины умели делать: кирпич для стройки, посуду в обиход, а «сопелки» да «гремотухи» - для ребят. Игрушечное дело считалось чисто женским ремеслом, и деньги, вырученные от продажи «сопелок», шли только на бабьи нужды, на покупку тканей или украшений.

«Работали игрушки круглый год, но больше всего на троицу. Бывало по тысяче, а то и по две наделывали. Ездили по деревням и тряпичники, скупали свистки по три копейки, меняли их на продукты, на материал. И сами по деревням носили свои игрушки, за сопелку яйцо давали, выменивали другие продукты» - вспоминают мастерицы.

Сохраняет хлудневская игрушка самое ценное свое качество, запечатленное в пластике, - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира. Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции Петушки, медведи, собаки, человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики –все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное плодоносное дерево, когда-то древо жизни. Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнездами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена в пластике древоподобной хлудневской куклы, прорастающей цветущими ветками с листьями, ягодами, плодами и птицами. Вместе с тем кукла правдоподобно передает конкретные детали местного народного костюма.

Мастерицы работают готовыми кисточками и красками. Акварель, яркие анилиновые красители для шерсти разводят на яйце и красят игрушки, используя традиционные цвета: зеленый, желтый, фиолетовый, малиновый. Раскрашивают обычно детали хохолки, крылья, хвостики петушкам, головные оборки и уборы – куклам; рога, уши, хвосты – животным. Основным цветом остается натуральный теплый фон глины с простым пятнистым узором. Однако в отделке и лепке игрушек происходят заметные изменения, особенно в последние годы.

Если раньше мастерицы «делали все сопелки да гремотухи», то есть настоящие игрушки, то теперь стали лепить большие деревья, высоких барынь, крупных петухов и «павлину» стали пробовать рассаживать фигурки рядом на скамейках. Начали вводить сплошную белую окраску, совершенно не свойственную для местной керамики, объясняя это стремлением скрыть дефекты обжига.

Другие статьи:

Культура Серебряного века
Серебряный век. Так был назван рубеж XIX–XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, про ...

Особенности менталитета средневекового человека
Какие только противополож­ности не объединяются воедино на этом не таком уж длительном от­резке времени! Это жажда чудесного и страх перед ним; стремление к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания, чер­той горизонта. Эт ...

Бессмертие души
Древние египтяне верили в бессмертие души. Пирамиды, мастабы и гробницы в разных долинах сооружались, чтобы поселить в них души умерших. Ка - это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность. Тело - для земли, ...