Хлудневские сопелки и гремотухи
Деревня Хлуднево стоит в логу, сразу не увидишь. Все в деревне Хлуднево из глины умели делать: кирпич для стройки, посуду в обиход, а «сопелки» да «гремотухи» - для ребят. Игрушечное дело считалось чисто женским ремеслом, и деньги, вырученные от продажи «сопелок», шли только на бабьи нужды, на покупку тканей или украшений.
«Работали игрушки круглый год, но больше всего на троицу. Бывало по тысяче, а то и по две наделывали. Ездили по деревням и тряпичники, скупали свистки по три копейки, меняли их на продукты, на материал. И сами по деревням носили свои игрушки, за сопелку яйцо давали, выменивали другие продукты» - вспоминают мастерицы.
Сохраняет хлудневская игрушка самое ценное свое качество, запечатленное в пластике, - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира. Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции Петушки, медведи, собаки, человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики –все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное плодоносное дерево, когда-то древо жизни. Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнездами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена в пластике древоподобной хлудневской куклы, прорастающей цветущими ветками с листьями, ягодами, плодами и птицами. Вместе с тем кукла правдоподобно передает конкретные детали местного народного костюма.
Мастерицы работают готовыми кисточками и красками. Акварель, яркие анилиновые красители для шерсти разводят на яйце и красят игрушки, используя традиционные цвета: зеленый, желтый, фиолетовый, малиновый. Раскрашивают обычно детали хохолки, крылья, хвостики петушкам, головные оборки и уборы – куклам; рога, уши, хвосты – животным. Основным цветом остается натуральный теплый фон глины с простым пятнистым узором. Однако в отделке и лепке игрушек происходят заметные изменения, особенно в последние годы.
Если раньше мастерицы «делали все сопелки да гремотухи», то есть настоящие игрушки, то теперь стали лепить большие деревья, высоких барынь, крупных петухов и «павлину» стали пробовать рассаживать фигурки рядом на скамейках. Начали вводить сплошную белую окраску, совершенно не свойственную для местной керамики, объясняя это стремлением скрыть дефекты обжига.
Другие статьи:
Культура Серебряного века
Серебряный век. Так был назван рубеж XIX–XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, про ...
Особенности менталитета средневекового человека
Какие только противоположности не объединяются воедино на этом не таком уж длительном отрезке времени! Это жажда чудесного и страх перед ним; стремление к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания, чертой горизонта. Эт ...
Бессмертие души
Древние египтяне верили в бессмертие души. Пирамиды, мастабы и гробницы в разных долинах сооружались, чтобы поселить в них души умерших. Ка - это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность. Тело - для земли, ...
Разделы