Промыслы русской художественной керамики
Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материалы для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм жизни людей сменой дня и ночи, чередованием времен года. И все это находит отражение в произведениях народного творчества, составляет целостное явление культуры каждого народа.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарные изделия из простой глины не спутать с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд-с предметом, выполненным из серебра.
Искусство, о котором пойдет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. С открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным кузнецом или гончаром. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой) т. е. в условиях натурального хозяйства. Ранее других существовала лепная керамика – глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Наряду с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц, людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они постепенно превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться и в наши дни.
Примерно в IX-X веках в России появился гончарный круг – простейший станок или, скорее, приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком.
Формирование централизованного русского государства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII – XVIII вв. в России начинают складываться промыслы по производству продукции на рынок. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи, представлявших одну из форм художественных промыслов.
Но все же народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество сырья и т.д.). Наиболее активное развитие промыслов в России пошло во второй половине XIX века.
В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивается по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе нашей страны.
Основные современные промыслы русской художественной керамики это гжельский фарфор Раменского района Московской области, скопинская майолика Рязанской области, дымковская игрушка г. Кирова (бывшее название - Вятка), филимоновская игрушка Тульской области, каргопольская игрушка Архангельской области, абашевская игрушка Пензенской области. Мастера глиняной игрушки работают в селах: Жбанниково близ Городца Владимирской области, Кожля Льговского района Курганской области, Александро-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области, Хлуднево Думнического района Калужской области и в других российских селениях.
- Художественная керамика
- Гжель
- Скопин
- Дымковская игрушка
- Филимоново
- Каргополь
- Абашево
- Петровское
- Сомово
- Хлудневские сопелки и гремотухи
- Игрушки и их роль в воспитании детей
Другие статьи:
Норма и ошибка
Норма – социально одобренное и словарно кодифицированное правило употребление в речи языковой единицы. Несоблюдение конкретных норм, деформирование принятых форм употребления, называется речевой ошибкой. Ошибки могут возникнуть на всех ур ...
Европейская культура XVII-XVIII
вв
В 18 веке в Европе формируются почти одновременно два направления: барокко и классицизм. Барокко переводится как диковинный. В архитектуре: В интерьере широко применяется скульптурная лепка, зеркала, росписи. Характерно стремление к необы ...
Роль латинского языка
Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителе ...
Разделы