Переславский Никитский монастырь
Переславский Никитский монастырь дважды в своей судьбе оказывался в центре событий русской истории. Ныне обитель, пережившая страшные богоборческие времена и на рубеже тысячелетий чудесным образом обретшая мощи прославившего ее святого, быстро возрождается.
История возникновения Переславского Никитского монастыря скрыта от нас плотной завесой времени. Есть сведения, что Юрий Долгорукий, приехав в 1152 году на Клещино озеро (так в древности называлось Плещеево озеро) выбирать место для будущего города Переяславля, значительно позже, в XV веке, получившего имя Переславль-Залесский, уже обнаружил на его берегу монастырь. Определившись с местом для крепости, князь в кратчайшие сроки возвел валы и заложил Спасо-Преображенский собор, после чего отправился в Киев, куда его звали дела. Все же заботы по дальнейшему устроению нового города он перепоручил своему сыну, князю Андрею Боголюбскому. Древнейший храм Переславля строился долго - сбором податей на его строительство как раз и был занят, в числе прочих, мытарь Никита, впоследствии прославившийся как преподобный Никита Столпник. Подвиг его связан именно с Никитской обителью, совершенно точно указывает житие и год смерти святого - 1186-й. Это же житие называет Никитский монастырь лаврой и подчеркивает, что он имел ограду с въездными воротами и управлялся игуменом. То есть это был вполне "состоявшийся" монастырь. Но ничего конкретного о его тогдашнем "возрасте" житие не сообщает.
Тем не менее, существует точка зрения, относящая рождение монастыря к самому началу XI века, а если говорить совсем точно - к 1010 году. Согласно этой версии, основателем Никитской обители является святой благоверный князь Борис, сын Владимира Красно Солнышко, в конце X века крестившего Русь. В 1010 году князь Владимир отправил своих сыновей Бориса и Глеба на север, назначив в удел первому Ростов, а второму - Муром. Вокруг Клещина озера тогда обитали язычники одного из финно-угорских племен: "На Ростовском озере меря и на Клещине меря же", - замечает живший во второй половине XI века знаменитый Нестор Летописец. Князь Борис, принявшийся истово проповедовать христианство в этих диких местах, будто бы и устроил здесь Никитский монастырь, посвятив его одному из самых почитаемых в тогдашней Руси святых - великомученику Никите. Косвенно в пользу этой версии говорит тот факт, что князь Борис был большим почитателем этого святого. "Вспомнил он о мучении и страданиях святого мученика Никиты..." - описывает последние часы земной жизни благоверного князя "Сказание о Борисе и Глебе", в своем окончательный виде сложившееся в начале XII века.
Как бы то ни было, известен стал Никитский монастырь после подвига, совершенного преподобным Никитой Столпником в конце XII века. Впрочем, о судьбе обители до XV века мы практически ничего не знаем. Известны факты лишь самые общие. Монастырь делил судьбу города, рядом с которым он находился. И все беды и радости, достававшиеся на долю Переяславля, не обходили стороной и обитель. В годы татаро-монгольского ига Никитский монастырь, по некоторым сведениям, шесть раз подвергался разграблению, но всякий раз восстанавливался. Чудеса, происходившие при гробе преподобного Никиты Столпника, привлекали в стены обители все больше людей, хотя на внешнем виде монастыря такая популярность не слишком отражалась - до XVI века в нем почти не было каменных зданий.
Житие преподобного Никиты Столпника рассказывает об одном удивительном событии, связанном с попыткой открытия мощей святого. Относится оно к 1420-м годам, когда в Никитской обители некоторое время пребывал святитель Фотий, митрополит Московский. Наслышанный о святой жизни преподобного и исцелениях, совершавшихся у его гроба, святитель Фотий решил открыть мощи подвижника. Поначалу все шло хорошо, могилу раскопали при большом стечении народа, присутствующие выражали радость и запасались частицами бересты, в которую было обвито нетленное тело преподобного, но вдруг разразилась буря. Порывом ветра всех, кто копал могилу, выбросило из нее наружу, а вырытая земля вновь ее засыпала. С тех пор и до совсем недавнего времени мощи святого оставались в земле.
Официальное прославление преподобного Никиты Столпника состоялось в XVI веке. Этот век стал веком расцвета монастыря. В 1520-х годах Никитский монастырь привлек к себе внимание великого князя Василия III, который повелел возвести в обители новую каменную церковь во имя великомученика Никиты. Это было только начало. Сын Василия III, царь Иван Грозный, пошел еще дальше. В 1561 году он приехал в Переславль, чтобы возблагодарить незадолго до этого канонизированного преподобного Никиту Столпника пред его гробом за исцеление своего сына, малолетнего царевича Ивана. Два дня провел царь в Переславле, дважды побывал в Никитском монастыре, где горячо молился, побывал у колодцев, ископанных преподобным, одарил обитель богатыми дарами, а перед отъездом призвал к себе игумена монастыря и, предложив (а царское предложение всегда равнялось приказу) ввести в обители общежительный устав, приказал разобрать устроенную своим отцом каменную церковь, а на ее месте построить новый соборный храм, во имя великомученика Никиты, с двумя приделами.
В 1564 году собор освятили - в присутствии царя Ивана Грозного, митрополита Московского Афанасия и многих архиереев. Государь прислал для иконостаса нового храма несколько богато украшенных икон; отделку собора выполнили московские мастера, также подобранные Иваном Грозным. В эти же годы стараниями царя в Никитском монастыре появились еще один каменный храм (Благовещенский), шатровая колокольня, крепкие стены с шестью мощными башнями и надвратная церковь. Высказывается мнение, что, приступив к столь масштабной и "срочной" реконструкции Никитской обители, Иван Грозный, уже обдумывавший введение опричнины, готовил себе "запасную площадку" - на случай утери предполагаемой опричной "столицы", Александровской слободы. Любопытно, что из Переславля Иван Грозный в 1564 году отбыл со старшим сыном именно в Александровскую слободу. Не забудем и то, что в тогдашние реформаторские планы царя входило перенесение русской столицы из Москвы в Вологду, дорога на которую шла как раз через Переславль-Залесский. Учитывая все это, нельзя не признать, что Иван Грозный, приступивший к переустройству Руси, отводил в своих планах Никитской обители какую-то очень важную роль.
Сейчас можно спорить о том, что конкретно замыслил царь, но одно несомненно - укрепление монастыря оказалось очень своевременным. В эпоху русской Смуты мощные монастырские стены хоть и не спасли обитель от разорения, но позволили около полумесяца сдерживать натиск литовских отрядов, возглавляемых паном Сапегой. Случилось это в 1611 году. Сопротивление защитников тогда все же было сломлено; ворвавшись в монастырь, литовцы перебили почти всех монахов, разорили обитель, после чего игумен Мисаил "скитался меж двор". Как бы "на память" о своей воинской доблести литовцы оставили в монастыре несколько пушек.
Последствия разорения были быстро преодолены - главным героем этого восстановления вновь стал русский царь, на этот раз новоизбранный Михаил Романов, приходивший в 1617 году молиться к преподобному Никите Столпнику и делавший богатые вклады в монастырь. Царь Алексей Михайлович в этом смысле шел по стопам своего отца, не отставали от царей и патриархи, архиереи и бояре.
Еще один "царский сюжет" относится к концу XVII века. В 1688 году юный Петр I, прибывший в Переславль строить свою "потешную" флотилию на Плещеевом озере, жил некоторое время в Никитском монастыре. Так обитель оказалась причастна к зарождению имперского величия России, начинавшегося с московских "потешных" полков Петра и его переславского флота. Благоволивший к Никитскому монастырю император позже, в 1716 году, подписал указ, гласивший: "Возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты и посвящен тоя лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамота на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею золотою, и по нем вперед будущим архимандритом вечно".
Но благоденствию обители подходил конец. Об умалении ее значения свидетельствует Вкладная книга монастыря, из которой постепенно исчезают громкие фамилии; сами же вклады становятся все более скромными. После церковной реформы, предпринятой в 1764 году Екатериной Великой, монастырь превратился в третьеклассную обитель с соответствующими "штатами".
В советскую эпоху Никитский монастырь испытал все то, что выпало испытать и другим православным обителям. В 1923 году он был ликвидирован большевиками. Его богатейшую библиотеку и архив уничтожили, монастырское имущество подверглось разграблению (так, например, замечательный иконостас Никитского собора пошел на топливо). В следующие десятилетия в его стенах перебывали самые разные "хозяева": тут размещались колхозные склады, тюрьма, воинская часть, автошкола и пр. В 1960-е годы, когда разрабатывалась идея туристического маршрута по так называемому "Золотому кольцу России", в монастырь пришли реставраторы, что, впрочем, не уберегло обитель от новых бед. В 1977 году горел Благовещенский храм, а в 1984 году произошла настоящая катастрофа - обрушился центральный купол Никитского собора. Горе-мастера после этого разбежались, и монастырь долгое время пребывал в самом плачевном состоянии.
Ситуация изменилась лишь в новейшие времена. В 1993 году Никитская обитель была возвращена Церкви, и в ней возобновилась монашеская жизнь. Постепенно все монастырские постройки приводились в порядок, была восстановлена в первоначальном виде и утраченная верхняя часть Никитского собора.
Важнейшее событие в жизни монастыря датируется 2000 годом, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были обретены мощи преподобного Никиты Столпника. То, в чем было отказано православным в начале XV века, произошло в наши дни. Ныне мощи небесного заступника Никитского монастыря доступны для поклонения верующих.
Все древнейшие каменные постройки Никитского монастыря появились благодаря Ивану Грозному. Переславль он мыслил как "запасную Александровскую слободу" и хотел иметь здесь отстроенный и укрепленный монастырь.
Другие статьи:
Пирамида, как символ египетской культуры. Религия Древнего Египта
К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Саккаре, Абусире, возле Фив и Мемфиса (только в окрестностях Каира их 67),— п ...
Место социалистического реализма в искусстве 20 века
Среди разных видов коммунистической революционной деятельности видное место занимало художественное творчество, стиль которого получил название социалистического реализма. Что же такое социалистический реализм? Ленин следующим образом выр ...
Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
К этому времени эпоха Просвещения уже “навеяла человечеству золотой сон” о том, что светлый разум, свобода и справедливость должны восторжествовать, если вокруг этой идеи сплотятся люди, открытые знанию о мире и самому миру. Уже в прошлом ...
Разделы