Особенности искусства тоталитарных культур
Искусство в целом как форма духовной жизни общества, как один из способов освоения мира, никогда не было в застывшем состоянии. Оно было и является социально-историческим процессом. Этот процесс требует анализа как творческой жизни отдельного композитора, художника, писателя, так и духовной жизни тех, кому адресуются произведения (социальных индивидов, социальных групп, цивилизаций и в целом человечества).
На сегодняшний день, в теории искусства, во-первых, нет однозначных взглядов по поводу возникновения искусства: называют концепции возникновения художественной деятельности через магию, тотем, игру, трудовую деятельность, через трансформацию отдельных биологических свойств и качеств живой природы, через божественное провидение.
Во-вторых, нет и достаточного обоснования выводов по поводу того, есть ли прогресс в эволюции художественной жизни общества, и если есть, то, что является критерием этой разновидности социального прогресса, каковы источники такой прогрессирующей эволюции искусства.
Искусство анализируется главным образом с позиции особой формы общественного сознания, а не как особая форма духовно-предметной деятельности. Это обязывает искусствоведческие науки искать источник эволюции художественного творчества и искусства как его результата, в той самой социальной среде, в которой функционирует искусство как самовыражение этой социальной среды в наивысших, оптимальных точках ее развития, или, напротив, в отсутствии такого развития - деградации. Речь идет о разработке таких методов исследования исторических судеб искусства, художественно-творческих процессов, художественной культуры народов, творческого наследия художников, которые не отрывали бы художественную деятельность от других форм человеческой жизнедеятельности, не мыслили бы абсолютную автономность создателей произведений искусства о тех кто их воспринимает, наслаждается ими, формируется с их помощью социально.
Взгляд на искусство, на художественно-творческую деятельность как на основную форму проявления эстетических отношений людей, охватывающих всех членов общества - путь, который должен раскрывать эстетическую сущность искусства и эстетическую обусловленность его развития. На этом пути познания искусства социологам и другим обществоведам, а не только представителям эстетической науки и искусствознания, исследующим духовную жизнь, еще предстоит переосмысление содержания и социальной роли таких фундаментальных явлений жизни людей, как эстетических потребностей, вкусов, взглядов и идеалов.
В них проявляется динамическое начало созидательной деятельности социальных индивидов в производстве материальных и духовных ценностей жизни; в формировании социальных качеств индивидов; в производстве всех форм коллективного бытия людей. Общесоциологические понятия "потребность", "вкус", "взгляд", "идеал", используемые для характеристики активной жизнедеятельности людей в какой-либо конкретной форме, получают уточняющие определения. Так, в области эстетической жизни людей они выглядят как эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические взгляды, эстетические идеалы.
Они редко используются в исследованиях природы и социальной роли различных форм эстетической жизни общества, искусства в целом и различных процессов художественно-творческой деятельности.
А между тем их методологическая роль очевидна в исследовании таких проблем, как историческое возникновение и эволюция искусства, прогресс художественного развития обществ и его источники, наконец, природа и истоки гениальности, талантливости, новаторства мастеров искусства.
Главной особенностью успешно работающих художников-новаторов в любом виде искусства является то, что они, как правило, находят источники мастерства не в "цеховой" замкнутости специалистов от искусства, а в обращении к богатствам эстетической жизни общества, для которого и под влиянием которого они совершенствуют художественное отражение окружающей действительности.
При этом важно понять, что эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы - это механизмы духовной жизни всего общества, а не отдельных его персон. Персональность характеризует лишь уровень развития данных механизмов эстетической духовности людей, разную сопричастность лиц к этой сфере социальной жизнедеятельности. В остальном все являются соучастниками эстетической жизни общества. Эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы охватывают жизнедеятельность всех социальных индивидов, независимо от их национально-этнической, социально-классовой, гражданской или государственно-правовой принадлежности, условий социально-бытовой жизни, пола, рода профессиональной деятельности, вероисповедания. Творцы произведений искусства так же находятся в этой системе эстетической жизни общества и именно в ней находят и вдохновение для творчества, и темы для своих произведений.
- Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества
- Русский авангард как предтеча тоталитарной культуры и ее жертва
- Русский авангард его цели и устремления
- Художественно-эстетическая феноменология основных направлений авангарда
- Место социалистического реализма в искусстве 20 века
- Критика социалистического реализма
Другие статьи:
Город Давида
Эта старейшая часть Иерусалима находится на холма Офел за пределами Старого города напротив Сионских и Мусорных ворот. Здесь царь Давид основал город, ставший столицей Иудеи. Раскопки показали, что город строился на террасах, поддерживаем ...
Строительство башни
Строительство звонницы-кампанилы ("Пизанской башни") было начато в 1174 году, как предполагают - мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно о ...
Структурная целостность культуры
Структурная целостность
культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие — второстепенное и про ...
Разделы