Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и создатели культурных ценностей, а также внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов).
Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано двумя крупными группами факторов – внешней и внутренней средой.
Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов – внутреннюю среду.
Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.
1. Факторы внешней среды.
1.1. Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.
1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.
1.3. Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).
1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе
- бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а также казино;
- возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот;
- встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).
1.5. Глобализация и ее последствия:
- степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;
- степень интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;
- государственная защита отечественного производителя.
2. Факторы внутренней среды.
2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.
2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских творческих и технических кадров.
2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.
2.4. Организационный уровень.
2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.
2.6. Эффективность использования своевременных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.
2.7. Эффективность использования ресурсов.
2.8. Эффективность материального стимулирования персонала.
2.9. Использование кредитных ресурсов.
Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях, когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой либо хозяйственной деятельности.
В поиске и нахождении совпадающих аспектов внешней и внутренней среды заключается суть всех проводимых в стране экспериментов в сфере культуры и искусства. На каждом этапе результаты этих экспериментов выражались в выработке определенных механизмов, норм, методов согласования во взаимодействии внешней и внутренней среды. Однако динамичность развития социально-экономического положения в стране и в сфере культуры обуславливает недолговечность этих результатов, их изменчивость и недостоверность. Поэтому каждый раз организации культуры должны искать свой вариант организации культурной деятельности, способствующей выполнению поставленных целей и задач в творческой и хозяйственной деятельности и учитывающей ограничения внешней среды. Крайним случаем является диаметрально противоположное действие факторов внешней и внутренней среды, при котором реализация культурного проекта не может осуществляться, ибо для его решения требуется преодоление существующих ограничений за счет новых организационно-экономических и правовых решений.
Другие статьи:
Опыты Галилея
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Существует легенда об эксперименте, который проводил Галилей. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа о ...
Гиперреализм
Гиперреализм – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываютс ...
Поздний Палеолит
Обратите внимание на громадное различие в продолжительности меду нижним (ранним) палеолитом и другими этапами первобытности. Чем ближе к нам хронологический период – тем меньше он длился, тем быстрее и чаще изменения в человеческой жизни. ...
Разделы