Развитие библиотек на территории Беларуси
К сожалению, древнейшая на восточнославянских землях и богатейшая по своим коллекциям библиотека – библиотека Полоцкого Софийского собора, – созданная в XI в. и просуществовавшая на территории Беларуси более 500 лет, в 1579 г. погибла от рук польских солдат, а уцелевшие книги были вывезены из Беларуси. Сохранившиеся в Варшаве и Львове рукописные книги Полоцкого Софийского собора, а также опубликованные в конце XVI–XVII в. материалы о библиотеке, результаты исследований современных книговедов являются ценнейшим материалом для проведения библиографической реконструкции книжных коллекций библиотеки. Проведение такой реконструкции и изучение истории библиотеки Полоцкого Софийского собора является одной из актуальных задач современного белорусского библиотековедения.
В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве, а также в Минском, Гродненском. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в.
Становление белоруской культуры, языка, который на протяжении значительного периода выполнял функции общегосударственного, формирование белорусской народности, борьба за сохранение национальной самобытности — всё это отразилось на характере развития библиотек. Доминирующую роль играли монастырские библиотеки. Наиболее крупными из них были библиотеки Слуцкого, Троицкого, Супрасльского, Витебского, Марковского, Жировицкого монастырей. Монастырские библиотеки представляли собой не только книжные собрания, мастерские по переписке книг, но и центры распространения грамотности среди населения.
Небольшие библиотеки были созданы и при сооруженных в XII веке в Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске, Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно.
Книжные фонды монастырских библиотек Беларуси во многом были идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фонда составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги мелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. Важное место в фондах занимала полемическая литература, направленная на обличение католичества и на защиту православной церкви.
О высоком уровне книжной культуры свидетельствует деятельность сына полоцкого купца — Франциска Скорины. Он перевёл на родной язык Псалтырь, Библию и издал их в Праге в 1517–1519 гг. В 1562 г. СымонБудный основал типографию в Несвиже.
В 1568–1570 гг. действовала типография в Заблудове — детище Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Появляются богатые частные собрания белорусских магнатов: Радзивилов, Тышкевичей, Сапегов, Хадкевичей, Храптовичейи др.
После объединения во второй половине XVI века Великого княжества Литовского с Польшей развитие библиотек на Беларуси приобрело новые черты. Одним из условий объединения было принятие католичества, а следствием — притеснение православного населения, духовенства и вытеснение белорусского языка из официального делопроизводства. В противовес католической экспансии в ХІV–XVII вв. возникли православные церковные братства, создававшие свои типографии, школы, библиотеки. Известны, например, библиотеки Могилёвской, Брестской, Минской, Полоцкой, братской школ. К началу XVII в. почти все они были разгромлены. Просветительская деятельность стала монополией католических монашеских орденов.
Другие статьи:
Духовная культура XIII—XV
веков
Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Когда в 1382 году на Москву напал хан Тохтамыш, москвичи приносили свои кни ...
Содержание картины
Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композицион ...
Иконография Богоматери
Образ Богоматери первоначально разрабатывался в сиро-египетском искусстве, где ощутима его связь с изображениями Изиды с младенцем Гором. Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: ...
Разделы