Английский женский костюм эпохи возрождения
В 50-х годах появляется головной убор в виде маленькой серповидной наколки «френч-хууд» и к нему прикрепляют традиционную черную вуаль. Хотя френч-хууд в XVI веке носили многие англичанки, так же как и француженки, у которых он был заимствован, но в XIX веке, благодаря успехам романов Вальтера Скотта он стал ассоциироваться с обликом Марии Стюарт и вошел в литературу под ее именем.
Увлечение испанскими модами начинается в 60—70-х годах. Отход от установившегося и долго существовавшего классического костюма первой половины XVI века принес неожиданные результаты. Сдержанность и чувство меры, характерные для классического костюма, сменяются таким преувеличением всех форм и деталей, что в результате возникает пародия на испанские образцы. Правда, такая экстравагантность существовала лишь в придворной среде и современник елизаветинской эпохи Гаспар Рутц изобразил знатную даму в костюме, весьма близком к испанскому, но более мягком и с длинными декоративными рукавами (Приложение 3).
Как и мужчины, женщины в это время увлекаются рафами громадных размеров. Умение крахмалить и плоить рафы принесло свои плоды. Англичанки соперничали между собою в изобретении различных рисунков плойки — то мелкой, то крупной, то в один ряд, то в два или три, увлекались разноцветными рафами нежных оттенков.
В повседневных платьях этого времени (80-е годы) забавно сочетаются испанские и английские элементы— высокие шляпы с перьями почти мужского фасона, низкое декольте, заложенное тонкой прозрачной тканью, рафы, закрывающие шею, иногда в сочетании с меховым воротником шалью. Нагромождение всевозможных деталей — несколько воротников, двойные рукава, разнообразная отделка на лифе—лишает костюм композиционной ясности и указывает на то, что понятие красивой одежды было связано с обилием материальных ценностей в ней.
После многолетних, настороженных, почти враждебных отношений с Францией из-за политического соперничества, получившего романтическую окраску борьбы, связанной с именем Марии Стюарт, наступает период заметного интереса ко всему французскому. Трагическая смерть королевы Шотландии (1587 год) облегчает возможность нормализации отношений между Англией и Францией. Общение между этими странами становится более интенсивным, и наступает период увлечения французским изобретением — вертюгалями. Эти широкие плоские каркасы для юбки в Англии называют «фарзингейл», и на их основе теперь строится платье, весьма далекое от французского образца по силуэту и пропорциям.
Костюм знатных английских леди, не принадлежащих к придворному кругу, судя по гравюре Хофнагеля (Приложение 4), формировался под влиянием многих иностранных образцов. При этом детали, завезенные из одной страны, с наивной самоуверенностью соединялись с другими без учета их возможной совместимости. И на платье вдруг появлялось три воротника, никак не связанные между собою (левая фигура): вставка корсажа лифа украшена шалевым воротником, выше виден отложной воротник котт, а шею окружает раф. Испанская шляпа ток превратилась в такую высокую, что стала похожей на банку для теста. Этот перегруженный ненужными деталями костюм контрастирует с другим, более цельным, в котором элементы 40-х годов остались неизменными и в 80-х.
Еще более перегруженный деталями костюм носили представители некоторых слоев буржуазии. Жены богатых коммерсантов начинают отделывать мехом даже корсаж платья, что в сочетании с другими многочисленными отделками делает фигуру до талии совершенно бесформенной. По обычаю первой половины XVI века, верхняя юбка короче юбки котт.
Другие статьи:
Периодизация культуры
Древней Греции и Древнего Рима
Прежде, чем перейти к раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции и Древнего Рима.
Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II ...
Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий
Музеефикация исторических зданий, которые являются памятниками истории, архитектуры и культуры, - это создание музейных выставочных инсталляций, посвященных истории этого здания, известным людям, проживавшим или работавшим в нем, а также ...
Погребальный обряд, как обряд перехода
Термином "погребальный культ" принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Обряды и верования, связанные с покойниками, занимают более или менее видное место ...
Разделы