Соотношение логического и интуитивного в творчестве.
Театральное искусство пользуется следующими представлениями и понятиями, позволяющими эти процессы воссоздавать.
- Фантазия и внимание, о которых мы говорили выше.
- Основная мысль произведения и вытекающая из нее главная задача при исполнении произведения. В совокупности они составляют сверхзадачу. В принципе об основной мысли мы говорили в части посвященной литературному анализу. Здесь следует добавить, что основная мысль вариативна, она зависит не только от того, что хотел сказать автор, но и от нашего творческого понимания ее. (Например, "Отелло" – это трагедия ревности или доверчивости?). Кроме того, мысль в искусстве всегда образна, а потому понимание ее требует не только логического, но в первую очередь образного мышления. Основная задача, вытекающая из основной мысли определяется через волю, через понимание и ощущение: я хочу (объяснить, доказать, растрогать и т.п.).
- Атмосфера. Это понятие введено М. Чеховым. В жизни мы им пользуемся, но, как всегда в жизни, как правило, безоценочно. Например, атмосфера ожидания – на вокзале (поезда), на стадионе (начала соревнований), в аудитории (контрольной работы). Есть атмосфера тревоги, атмосфера бунта, атмосфера восторга, гнева, веселья, любви и т.д. Атмосфера не обязательно возникает в присутствии множества людей, может быть атмосфера и в отсутствии людей. Атмосферой обладает местность, часть города и т.д. Она бывает собственной, обычной, т.е. более-менее постоянной. Но на нее всегда накладывается переменная составляющая: для местности – перемена погоды, например, или появление компании людей; для собрания людей – события вовне и внутри. На общую атмосферу компании могут повлиять как внешние события, так и появление нового человека. Последнее для нас особенно важно. Один человек может изменить атмосферу в собрании людей. Значит, актер должен сознательно созидать нужную для решения задачи атмосферу. Но она не создается на пустом месте. Когда актер выходит на сцену, зрительный зал уже обладает атмосферой, созданной из настроений людей, текущих событий в мире, в городе, в личной жизни каждого и т.д. Посчитать эту атмосферу невозможно, ее можно только почувствовать. Следовательно, необходимо тренировать в себе эти ощущения. Но здесь, в отличие от технических навыков, путь несколько иной. Надо тренировать внимание, быть наблюдательным, улавливать атмосферы, с которыми мы встречаемся в жизни. Повлиять на существующую атмосферу, превратить ее в нужную для решения творческой задачи можно только в том случае, когда правильно оценена атмосфера, в которую мы вошли.
- Круги внимания. Внимание и фантазия существуют вместе. Если мы рассказываем историю автоматически, не видя в своем воображении рассказываемого, то наши глаза остаются пусты, а лицо ничего не выражает. Из этого собеседник делает сознательный или эмоциональный (неосознанный) вывод, что мы безучастны к тому, что рассказываем. Нельзя вызвать в собеседнике чувств и мыслей, если он не видит их в нас. Можно показать их искусственно, сознательно дав себе соответствующую установку. Но это и будет первым способом решения задачи – напоказ. Собеседник увидит фальшь. Впрочем, как и в жизни фальшь иногда принимается, иногда прощается, но никогда не вызывает тех чувств и мыслей, которые нужны для решения задачи.
Другие статьи:
Исторические этапы формообразования
Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, мало серийное производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершен ...
Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков
Для начала следует определиться, что такое ориентализм, как и в чём он проявляется и чем отличается европейский ориентализм от ориентализма в России.
Ориентализм представляет собой использование мотивов и стилистических приёмов восточног ...
Культура Древней Греции: литература, архитектура, искусство
Греки называли свою страну Элладой, себя Эллианами. Идеалом был гармонически развитый свободный человек, прекрасный и душой и телом. Формирование человека обеспечивалось продуманной системой образования и воспитания. Вершина воспитания 0 ...
Разделы