Соотношение логического и интуитивного в творчестве.
Любой творческий процесс от сельского хозяйства до театрального искусства имеет три составляющие: а) технические навыки, б) понятия и представления о конечном результате и способах его достижения и в) вдохновение и связанная с ним импровизация.
Внимание и фантазию можно отнести к представлениям о способах достижения результата и, наконец, они являются обязательным условием появления или вызова вдохновения. К этому следует добавить, что внимание непременно подразумевает объект или действие (процесс), на котором оно сосредоточивается. Что касается третьего способа выполнения актерской задачи, таким объектом внимания является партнер, а точнее его реакции или взаимодействие с партнером. Или в жизни: объектом внимания является собеседник, мы следим за ним, появляются ли у него эмоции в связи со сказанным нами, понимает ли он нас; переспрашиваем, повторяем, ищем другие слова, рождаем все новые и новые интонации и их оттенки. То есть, реакция партнера – осмысление или ощущение ее, наша реакция, наша новая подача – новая реакция партнера и т.д. Именно этот процесс взаимодействия и является объектом внимания, и только этот процесс. Все остальное: от внешних явлений до посторонних, не относящихся к теме разговора, мыслей - отвлекает нас, рассеивает внимание.
Технические навыки это то, что поддается тренировке, доводится до автоматизма, потому что в противном случае они становятся объектом непроизвольного, а порой и произвольного, внимания и мешают выполнению задачи. В нашем случае к техническим относятся навыки сценической речи, сценического движения, игры на гитаре и пения.
Сценическая речь – это не только четкая дикция, но и правильное дыхание, и включенные работающие резонаторы. Что толку говорить, если собеседник тебя не понимает из-за нечеткого произношения? Как можно говорить, если собеседник тебя не слышит из-за неправильного дыхания и неработающих резонаторов? К тому же резонаторы еще и определяют тембры голоса. Но мы не будем переписывать учебник по сценической речи. Каждый, кому это необходимо, найдет способ тренировать свою речь.
Сценическое движение. Кто-то скажет: зачем сценическое движение актеру (или автору), пребывающему, как правило, в статическом положении? И ошибется. Потому что сцендвижение – это, прежде всего мышечная свобода. А наши мышечная и психическая свободы очень глубоко связаны. Мышечный зажим, он же психический, становится объектом непроизвольного внимания, порой к тому же на подсознательном уровне. Учебников по сцендвижению нет, эти навыки можно получить только от преподавателя.
Игра на гитаре. По этому поводу в кругах авторской песни всегда много разговоров, ответ на которые довольно прост: хорошая гитара – это та гитара, которая не становится там, где не надо, объектом внимания - и в плане фальши и в плане вычурности – ни для исполнителя, ни для партнера (зрителя). И здесь не будем более распространяться, потому что есть учебники, самоучители и учителя.
Пение. Здесь совершенно очевидно, что фальшивые звуки становятся ненужным объектом внимания, а фальшивого пения не выносят даже люди, не обладающие слухом. Но есть еще один вопрос: необходимы ли занятия вокалом? Он не так прост. Авторская песня все-таки искусство драматическое, а не музыкальное, красота и сила голоса в ней не самое главное. Знание сольфеджио не повредит, а резонаторы и дыхание могут быть поставлены и на занятиях сценречью. Да и в жизни разве мы требуем от собеседника поставленного голоса? Это все-таки из разряда "рояль в кустах" или "я не могу объясниться с тобой в любви без помощи оркестра (ансамбля)". Но общих рецептов не существует, зато существуют преподаватели.
Другие статьи:
Вилла в Виганелло
Для частных домов Ботта характерны следующие элементы: захватывающие дух атриумы, зенитные фонари, почти лишенные дверей перетекающие внутренние пространства. Жилая площадь его домов составляет 200 .240 м2, строительный объем - около 1000 ...
Театр на высоких каблуках
Все спектакли Пины Бауш, так или иначе, затрагивают основные вопросы человеческого существования: любовь и страх, который парализует или делает агрессивным, тоска и одиночество, ложь и насилие, детство и смерть, воспоминания и забвение, а ...
Закон гармонизирующего диалога
Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Раскроем сущность этого закона.
Термин "диалог" в совреме ...
Разделы