Культуры верхнего палеолита

Информация » Проблема начала культуры » Культуры верхнего палеолита

Страница 2

По мнению А. Хаузера, палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы. Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

· Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;

· Искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы – звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма – мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество – двух- и трёхзвучные мотивы.

В верхнем палеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь – охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод, что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы [3, с. 17].

Физиопластическая живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи – мезолиту: орнаменту.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Литература
Особенности литературы этой поры: 1) Соотношение между церковной и светской литературой решительно изменяется в пользу светской. Формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и городская литература. 2) Расширилась сфер ...

Создание школьной системы
Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки – юриспруденция, естествознание, философия, логика – все при ...

Эпоха синкретизма. Жизнь первобытных племен как непрерывный обряд
Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верован ...