Культура как способ адаптации первобытного человека к окружающему миру

Информация » Проблема начала культуры » Культура как способ адаптации первобытного человека к окружающему миру

Культура – это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Культура – это обработанная, «очеловеченная» и в этом смысле «окультивированная» природа. Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. Окружающие нас вещи предстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощённые человеческие усилия, мастерство, норм, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности, перенесенные человеком на созданные им творения.

Зачатки рациональных знаний и речь, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнём, изобретение колеса и орудий труда, без которых невозможно обойтись и сейчас, в наш развитый в техническом отношении век – все это было достигнуто ещё в доисторическое время. Материальная культура являет собой великое множество вещей. Но среди них есть такие как топор, пила, молоток, нож, игла, без которых культура существовать не может, они служат как бы её скрепами, неразложимыми элементами. И они тоже достались нам в наследство от наших далёких предков.

Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась надбиологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним из таких средств. В широком смысле слова искусство – это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли. Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой – способ удовлетворения, способ его достижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении [2, с. 136].

Следует сказать об особом месте мифа как способа адаптации первобытного человека к окружающему миру. Мир заменяет первобытному человеку искусство и науку, он даёт полное знание обо всём, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несёт в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти живых людей, он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Первобытное сознание создаёт символы не в спокойной обстановке, а в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций [4, с. 102]

Переход к родовой общине – это начало новой жизни, организованной на основе не природных, а социальных, самим человеком созданных принципов. Поэтому переход к родовой общине можно считать начало культуры. Таким образом, поклонение женщине как хранительнице кров и очага, а также запрещение кровосмешения есть самые глубокие корни человеческой культуры. Многие мыслители разных эпох отмечали, что культуру того или иного общества характеризует отношение к женщине в данном обществе [4, с. 131].

Искусство как особый вид деятельности в узком смысле слова тоже есть выражение неудовлетворенности и способ достижения удовлетворения. На первых порах большое значение имели руки, тело, органы речи. С их помощью первобытный человек непосредственно выражал своё чувство, своё видение мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением предметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека. Искусство было преломлённым в сознании первобытного человека миром. Оно наиболее показательно для характеристики первобытной культуры.

Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель [4, с. 133].

Первобытная культура имела антропоморфный (человекообразный) характер, была синкретичной, а также обладала такой отличительной чертой, как примитивной коллективизм.

Другие статьи:

Обзор выставки «Мир глазами ребенка»
Доброй традицией в особняке Трубецких-Нарышкиных стала организация детских благотворительных выставок. Ежегодно в этих выставках участвуют дети-сироты из детских домов Санкт-Петербурга. 1 марта 2004 года Санкт-Петербургский Международный ...

Откуда появился роман мастера
«Дело в том, что Булгаков оставил восемь капиталь­ных редакций «Мастера и Маргариты», которые весьма интересно и полезно сопоставить. Неопубликованные сцены отнюдь не уступают окончательному варианту текста по своей глубине, художе­ствен ...

Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро, ...