Классические концепции культуры
Тема свободы была одной из центральных в философии Нового времени. Однако только в творчестве основоположника немецкой классической философии И. Канта было по-новому осмыслено взаимодействие свободы и культуры. По мнению, нем. философа существует 2 мира: мир природы (все сущее, все то, что есть на самом деле) и мир свободы (то, что должно быть, но на самом деле не существует). Человек принадлежит к 2-м мирам, но подлинно человеческому существованию должен быть мир свободы. Культура, по Канту, это есть все то, что создано человеком. Поэтому культура относится к миру природы. Задача культуры – подготовить человека к его свободе, т.е. к возможности ставить любые цели и достигать их. В самой культуре кант выделяет: культуру воспитания и культуру умения. Культура воспитания предполагает научение человека управлять своими эмоциями, желаниями и страстями, а культура умения – научение наукам, искусству культуре общения и выступает как средство постижения человеком своего бытия.
Для Канта история культуры заключается в преодолении человеком “грубости и животности”, в развитии его духовных качеств. Именно нравственность возвышает человека над природой, характеристикой которой является чувство. Долг определяет человеческие поступки извне, однако исполнение морального долга – дело доброй воли самого индивида. Нравственные принципы должны исполняться людьми не по принуждению, а по доброй воле, поэтому на высоконравственные поступки способен только свободный человек. Человек – высшая культурная ценность и поэтому любые попытки принизить его бесчеловечны. Если человек как моральное существо с уважением относится к самому себе, то так же он должен относиться и к другим людям. Причем мораль не является данной человеку изначально, оно воспитывается в процессе его жизнедеятельности. Мораль и свобода тесно взаимосвязаны.
Г. В. Ф. Гегель рассматривал культуру как реализацию мирового духа. Вся культура есть поступательное воплощение в тех или иных феноменах или явлениях мирового Разума. У человека мировой разум реализуется в речи, философии, науке и т.д. Для Гегеля культурность является не только преодоление биологического, а приобщение человека к мировому целому. Такое приобщение возможно только через знание. Таким образом, Гегель вводит понятие «образование», которое у него тождественно культуре. Образование, по Гегелю, – процесс внутреннего самосовершенствования, предполагающее внутреннюю и осознанную самодисциплину.
Всемирный исторический процесс – поступательное движение по пути прогресса, подготавливающее «воплощение на каждой его ступени Разума на каждой его ступени разных форм и разных культур».
Философ возводит в ранг фундаментальной силы Разум. Весь исторический процесс он мыслит как процесс эволюции духа. Разум познаёт себя в природе и “субъективном духе” и, наконец, воплощается в “обективном духе”, т. е. переходит в общественные формы – право, мораль, семью. Он возвращается к самому себе в формах “абсолютного духа” - искусстве, религии, философии. Концепция Гегеля европоцентрична. Исторические культуры выстраиваются в иерархию по мере осознания свободы. Реализовав определённую форму свободы, народ проходит через стадии генезиса, расцвета, увядания и сходит с исторической сцены. Но его наследие не пропадает впустую, а хранится и используется в истории в преобразованном виде.
Другие статьи:
Содержание и структура культуры
Структура и состав современного культурологического знания Культурология это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. ...
Храм как носитель искусства
В искусстве Церкви можно условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стор ...
Философия Аристотеля
В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию ...
Разделы