Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика

Информация » Принципы и функции социально-культурной деятельности » Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика

Страница 1

Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

Принципы - это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой отрасли существуют различные подходы, и каждый из них опирается на собственный понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа, и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения деятелей культуры на нынешнюю социо-культурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных региональных социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиальные закономерности, характерные для различных видов общественной социально-культурной практики, учреждений и предприятий сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципам социально-культурной деятельности, прежде всего, относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нередко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в практике учреждения культуры ту или иную этическую, психологическую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей "статус" педагогической задачи, определить цель и наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, выстроить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический инструментарий.

Повседневная практическая деятельность менеджеров, педагогов, технологов и организаторов требует иного, более глубокого подхода к проблеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие "педагогическая закономерность". В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Портретное искусство
К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят х ...

Психологический склад средневековой личности
Человеческий тип средневековья вырисо­вывается благодаря работам И. Хейзинга, М. Блока, Л. Февра, Р. Мандру, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других историков. Найденные этими авто­рами характеристики складываются в достаточно устой­чивый образ. ...

Основные функции культуры и ее роль в обществе
Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Главная функция культуры – «сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащат ...