Социальные и политические предпосылки утверждения сентиментальной драмы в культуре второй половины XVIII в
В драматургии сентиментализм проявился в творчестве Н Ильина («Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие или рекрутский набор»,1802), В. М. Фёдорова («Лиза или следствие гордости и обольщения,1803), Ф.Ф. Иванова («Награждённая добродетель или женщина каких мало»,1806).
Итак, сентиментализм можно определить как тенденцию к мысли, направленную на выявление и усиление эмоциональной стороны художественного образа, непосредственно воздействующего на чувства человека. Формирование этого течения происходило в сложной общественной обстановке, многие исторические события повлияли на распространение сентиментализма в Европе и России
В литературе сентиментализма авторы поставили в центр внимания человека во всей неповторимости его духовной жизни и психологических переживаний. Они утвердили ценность человеческой личности вне зависимости от её общественного положения, во всеуслышание, заявив, что добродетели и благородные чувства свойственны беднякам едва ли не в большей степени, чем богачам. Сентиментализм заставлял видеть в крестьянине человека, воспитывал гуманность, противостоял против несправедливости и зла если сентиментальную прозу можно упрекнуть в недостаточно острой критике виновников зла, то её глубокое сочувствие к жертвам этого зла не оставляет сомнения.
Сентиментализм в русской литературе – явление, отражающее определённую стадию культурного развития, явление, которое невозможно рассматривать вне европейского контекста. Вместе с тем эстетические и нравственные принципы, утверждавшиеся новым направлением, органично соединились с отечественными традициями и русским классицизмом, хотя предпосылки для распространения сентиментализма в России были несколько другими, чем в Европе.
Идеалы сентиментализма были выражены практически во всех сферах искусства XVIII в., наиболее полно – в архитектуре, живописи, театре. В этот период было созданы выдающиеся памятники русского искусства. Сентиментализм оказал непосредственное влияние на новые направления в XIX в., в частности, на возникновение романтизма.
Вместе с тем, становление сентиментализма в культуре эпохи Просвещения проходило под влиянием третьего сословия, которое стремилось к тому, чтобы в обществе уделялось внимание душевному миру человека, его чувствам и эмоциям, независимо от его сословной принадлежности. Представители этого сословия стремились доказать, что, социальные условия не налагают никакого отпечатка на личность, мировоззрение и образ мышления человека. Таким образом, появление нового течения в искусстве наиболее полно отражало социальные взгляды этого периода и в конце XVIII в сентиментализм восторжествовал во всех странах Европы и в России, что оказало важное влияние на дальнейшее развитие искусства XIX в.
Другие статьи:
Концепция игровой культуры
Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа И. Хейзинга (1872-1946), испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и немецко-швейцарского писателя Г. Гессе (1877-1962).
Автор книги "Человек и ...
Портретная живопись.Франс Хальс
Переломными в эволюции голландской живописи стали 20-е годы: новые демократические и реалистические тенденции одерживают окончательную победу; определяется основной круг мотивов голландской живописи, завершается процесс дифференциации жан ...
Музыкальная поп-культура
Музыка глубоко проникает в сознание,
меняет нравы и обычаи.
Сюнь-Цзы
Я хочу дожить, хочу увидеть время,
Когда эти песни станут не нужны .
Александр Башлачев
О деструктивном характере воздействия поп-музыки не только на духовно-нравс ...
Разделы